30 июля Верховный суд Турции принял решение не запрещать правящую Партию справедливости и развития (AKP). Он лишь сократил ее финансирование из бюджета страны. Многие аналитики посчитали, что таким образом суд поставил точку в многомесячном противостоянии между светскими и умеренно-исламистскими силами в стране. Но это лишь запятая.
Страна на иголках
Секуляристские силы в Турции долго терпели исламистское правительство Реджепа Эрдогана, но когда исламисты вновь разрешили девушкам носить в вузах хиджабы, терпению наследников светских идей Ататюрка пришел конец. Весной генеральный прокурор Турции Абдуррахман Яльчинкайя внес в Верховный суд страны прошение о запрете правящей партии. Кроме того, он требовал пятилетнего запрета на политическую деятельность для 71 партийного функционера во главе с премьер-министром Турции Тайипом Эрдоганом и президентом Абдуллой Гюлем. После того как в июне судьи отменили постановление правительства о введении хиджаба, вся Турция сидела как на иголках. Это решение воспринималось как прелюдия запрета AKP, и то, как партия будет выходить из сложившейся ситуации, было одной из самых обсуждаемых тем в стране. На тот момент у партии Эрдогана было два выхода – реформа системы государственной власти и переформирование партии, они несут слишком большие риски для правящей партии.
За реформу систему законодательной власти выступали самые радикальные лидеры AKP. Они утверждали, что Верховный суд может отменять решение правительства лишь в случае процедурных неточностей, а не из-за сути закона. Неправомочное решение Конституционного суда по делу о хиджабе «заставляет нас задуматься о принципах разделения властей и вызывает серьезное беспокойство по поводу дальнейшего развития нашей демократии», говорил тогда спикер турецкого парламента Коксал Топтан. «Мне кажется, нам стоит начать разработку новой конституции и создать двухпалатный парламент. Подобная система уменьшит загрузку Конституционного суда и позволит ему работать более комфортно» – отмечал он. В ином случае возможен паралич государственной власти, поскольку июньский прецедент «дает суду возможность отменить каждую конституционную поправку, предложенную парламентом», с беспокойством утверждал один из лидеров AKP Бекир Боздаг.
Если бы исламистам из AKP удалось воссоздать выборную верхнюю палату парламента, распущенную после военного переворота в 1980 году, то они могли бы проводить конституционные поправки через нее. Правящая партия имела более 3/5 депутатских мандатов, так что она могла добиться проведения референдума по реформе системы государственной власти. Однако пока большая часть лидеров AKP не желала предпринимать столь резких шагов, дабы не спровоцировать вмешательство армии.
Другим вариантом действий для AKP был самороспуск и переформирование. «Им нужно основать новую партию, – говорил лидер националистической партии MHP Девлет Бахчель. – Все члены AKP, за исключением тех, кого может коснуться решение Конституционного суда о запрете политической деятельности, должны в нее войти. Эта новая партия должна сформировать новое правительство с новым премьер-министром и заниматься нормализацией ситуации в стране. Если Конституционный суд не закроет AKP, тогда ее остатки должны войти в новую партию». Теоретически такой вариант возможен. Из 71 человека, которых может коснуться запрет Конституционного суда, депутатами являются 49. Даже без них новая партия будет иметь большинство в парламенте и останется боеспособна.
Но подобные манипуляции со структурой могли повлечь за собой развал партии. Внутри AKP уже сформировалась группа политиков, только и ждущих момента, чтобы отколоться и создать новую структуру. Среди них и два основателя AKP – Абдуллатиф Шенер и Эртугрул Яльчинбаяр, которые не так давно рассорились с Эрдоганом. За ними готовы были последовать и другие амбициозные лидеры.
Поэтому лидеры партии решили подождать и не предпринимать никаких действий до вердикта Верховного суда.
Половинчатое решение
Верховный суд оказался в весьма сложной ситуации. С одной стороны, на него давили секуляристы, академики и военные, которые увидели в этом деле долгожданный шанс убрать AKP из власти. С другой стороны, правящая партия была очень популярна в народе – на выборах в 2007 году AKP получила поддержку 46,6% населения. И было из-за чего: после прихода к власти в 2002 году правительству Эрдогана удалось вывести страну из затяжного экономического кризиса. К 2004 году инфляция была снижена до 8,8% (в 2000 году было 39%). С осени 2002−го до начала 2006 года фондовый рынок страны вырос на 400%. Авторитетнейшие британские издания The Economist и The Financial Times называли его правительство самым успешным турецким кабинетом министров за последние несколько десятилетий. Отстранение самого популярного за десятилетия премьер-министра Турции на пять лет от большой политики могло вызвать форменный национальный бунт.
Чем ближе был день принятия судьбоносного решения, тем больше накалялись страсти. В прошлое воскресенье в Турции произошли теракты, унесшие жизни 17 человек. Ряд турецких аналитиков сразу же провели аналогию с «делом Эргонекона». Это была группа бывших высокопоставленных военных, академиков и чиновников, которая устраивала теракты в Турции. Ее целью было создать хаос, продемонстрировать народу недееспособность правящий партии и подготовить почву для проведения военными очередного государственного переворота.
Одновременно с этим все усиливался голос защитников AKP. «Партия днем и ночью трудится для того, чтобы Турция вошла в Европейский союз. Как после этого можно говорить о ее антисветской направленности?» – говорил за день до вынесения вердикта суда заместитель председателя правящей партии Садулла Эргин. На судей давили и европейские чиновники, для которых сама мысль о том, что в европейской стране суд может распустить правящую партию, была нонсенсом.
В итоге Верховный суд вынес соломоново решение, пытаясь тем самым примирить противоборствующие стороны. Суд не стал запрещать AKP, однако председатель Верховного суда Хашим Килич не преминул отметить, что шесть из 11 судей проголосовали за запрет партии (для принятия этого решения нужно было семь голосов). Параллельно с этим Верховный суд демонстративно наказал партию временно и наполовину сократил бюджетное финансирование AKP. В итоге партийная казна не досчитается почти 20 млн долларов в год. «Это очень серьезное предупреждение, – сказал Хашим Килич. – Я надеюсь, в партии это учтут и примут надлежащие меры».
Каждая из сторон осталась довольна вердиктом суда. В рядах AKP царит эйфория. «Это решение сняло сильнейшее ощущение неопределенности, мешавшее Турции двигаться вперед, – заявил лидер партии и премьер-министр страны Реджеп Эрдоган. – Наша партия, которая никогда не была центром антисветской деятельности, продолжит делать все для защиты основных ценностей Турецкой Республики».
Секуляристские силы склонны рассматривать вердикт как последнее предупреждение исламистам. «Если правящая партия вынесет урок из этого решения, то проблем больше не будет. Если же нет, то Турция в очередной раз погрузится в хаос», – пригрозил представитель Республиканской партии (оплот светских сил в стране) Мустафа Озюрек.
Для европейских чиновников решение суда – промежуточный этап на пути государственных реформ в Турции, в частности конституционной реформы. «Тот факт, что этот суд решил не распускать ПСР, означает, что Турция последует по более демократическому и проевропейскому пути, – заявил министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд. – Это дело отвлекало от политических, экономических и конституционных реформ, поскольку Турции необходимо пройти модернизацию для вступления в ЕС. И приоритетом теперь должны стать эти реформы».
«Турции как можно быстрее нужна демократическая гражданская конституция, имеющая гражданский характер, – говорит сопредседатель межпарламентской комиссии Турция—Европарламент Хуст Лагендайк. – Необходимо срочно изменить статьи основного закона страны, которые позволяют закрывать политические партии».
Провокации никому не нужны
С другой стороны, половинчатое решение Верховного суда не может служить окончательным решением конфликта между исламистами и секуляристами.
Комментируя вердикт, большинство аналитиков сходится во мнении, что теперь все будет зависеть от того, какие шаги предпримет руководство AKP. Турецкие газеты призывают исламистов к сдержанности. Даже лояльная правительству газета «Заман» написала, что «AKP должна остановиться и критически оценить свои действия… Партии нужно в кратчайшие сроки принять комплекс действий, призванных укрепить доверие (консерваторов к правящему режиму. – „Эксперт Online”)».
«Ситуация стабилизируется, если AKP вернется к тому стилю управления государством, которого она придерживалась в 2002−2007 годах», – считает старший научный сотрудник нью-йоркского Совета по международным отношениям Стивен Кук. Именно после выборов-2007, на которых AKP получила почти 47% голосов, исламисты на волне эйфории развернули полномасштабное наступление на светские основы турецкой государственности, заложенные основателем нынешней Турции Мустафой Кемалем Ататюрком. AKP даже инициировала процесс создания новой конституции, лишавшей опору нынешнего режима – армию значительной доли влияния на турецкий политический процесс. Теперь после решения суда, считает Стивен Кук, правящая партия должна прекратить публичные нападки на сугубо светский характер режима, которые многими воспринимаются как чересчур демонстративные. «Дело не в том, что со времени прихода к власти партии Эрдогана хиджаб стало носить большее количество женщин. А в том, что женщины в хиджабах стали показываться в тех местах, где их раньше никогда не было, в местах, которые посещала лишь светская элита страны: в элитных стамбульских ресторанах, супермаркетах», – говорит эксперт.
Первым тестом на сдержанность, который придется пройти AKP, будет выдвижение кандидатов от правящей партии на мартовские муниципальные выборы, считает политический обозреватель газеты «Ватан» Русен Чакир. В случае если партия выдвинет кандидатов, которые продолжат накладывать ограничения на продажу алкоголя и вводить нормы ислама в процесс обучения детей, ее могут ждать весьма неприятные последствия. «Если AKP не будет себя вести правильно, то ее закрытие будет неизбежным», – предупреждает бывший генеральный прокурор Верховного суда Сабих Канадоглу.
Геворг Мирзаян
Текст www.expert.ru
Фото www.n-europe.eu