© 2026 Neonomad

Прага угрожает Лиссабону

Вотум недоверия, вынесенный депутатами чешского парламента правительству Мирека Тополанека, теоретически внутреннее дело Чехии. Тем не менее этот импичмент может иметь катастрофические последствия для всей Европы – прецедент, уникальный для истории Евросоюза.

Сумерки богов

Чешский парламент вынес правительству Мирека Тополанека вотум недоверия, и теперь в стране должен появиться новый кабинет министров. Это известие повергло в уныние большинство депутатов Европарламента и почти всех лидеров стран Евросоюза.

Обстановку хуже, чем можно было наблюдать в среду в зале заседаний Европарламента, трудно себе представить. Депутаты различных фракций забыли о своих разногласиях. Консерваторы и социал-демократы, «зеленые» и либералы, левые и «независимые» — все были едины в своем унынии, а также во мнении, что политический кризис разразился буквально «со вчера на сегодня» не в одной лишь Чехии, а во всем ЕС. Ведь впервые в истории Сообщества вотум недоверия выносится правительству, которое исполняет председательские обязанности в Евросовете — таким образом, ставится под сомнение легитимность одной из важных ветвей европейского руководства.

Европейские договоренности подобного случая просто не предусмотрели, и теперь предстоит разбираться, что делать дальше: оставить все как есть и дать право «нелегитимному» Тополанеку говорить от имени Европы, вернуть на три месяца председательские функции французу Николя Саркози или, может быть, досрочно передать председательские функции Швеции? Уже одно обсуждение этого вопроса вызвало в Европарламенте, говоря дипломатическим языком, «бурные дебаты» (на самом деле дело едва не дошло до драки).

А один из старейших депутатов, немец Элмар Брок, заявил: «Я просто в шоке. Во время такого кризиса, какой мы переживаем сейчас, когда мы, европейцы, должны держаться вместе — взять и устроить «дворцовый переворот», зная, во что он выльется для всей Европы! Это такая безответственность, какой можно было бы ожидать от диктатора какой-нибудь банановой республики, а не от президента европейской страны». Его упрек относится к президенту Чехии Вацлаву Клаусу — человеку, который, по общему мнению, сыграл роль «кукловода» в пражских событиях.

Конец Лиссабонского соглашения?

Впрочем, теперь основная «головная боль» не только депутатов Европарламента, но и всех без исключения лидеров Евросоюза даже не в путанице с председательством ЕС. Главная проблема, спровоцированная чешским президентом, — судьба Лиссабонского соглашения.

Напомним: этот договор, составленный после провала проекта Евроконституции, призван стать новым базовым соглашением Объединенной Европы. С одной лишь оговоркой: это произойдет в том случае, если все без исключения страны ЕС ратифицируют его. И надо же было такому случиться, что именно чешский парламент — последний в Европе, который этого еще не сделал. И в том, что сделает это, отныне имеются более чем серьезные сомнения.

По мнению Эльмара Брока, именно борьба против Лиссабонского договора стала главной причиной того, что президент Чехии всеми силами подталкивал своего премьер-министра и его кабинет к падению. Вацлав Клаус — один из наиболее известных и последовательных «евроскептиков». Не то чтобы он считал Евросоюз вредным для своей страны. Просто Клаус уверен в том, что в нынешних условиях, когда Европа задыхается под гнетом все усложняющейся и растущей в размерах бюрократической машины, «малым странам» вроде Чехии гораздо легче добиваться собственных целей на европейском паркете.

Чего стоит одно право вето, которым в данный момент может пользоваться любая страна ЕС и которое исчезнет, если Лиссабонский договор вступит в действие. Клаус уверен: пока в Европе нарастает хаос, чехи могут с успехом ловить рыбку в мутной воде. «Когда этот самый господин Клаус выступал в Европарламенте, — вспомнил Эльмар Брок, — он не оставил ни малейшего сомнения в том, что готов на все, лишь бы опрокинуть Лиссабонское соглашение. И что у нас теперь получилось? В Чехии нет полномочного правительства, а создание нового по Конституции находится в ведении президента. То есть в руках Вацлава Клауса, человека, который заявил нам о том, что, если только это окажется в его власти, о Лиссабонском договоре можно будет забыть».

Без паники на «Титанике»?

Мирек Тополанек, выступивший накануне с печальной новостью в Европарламенте, по мнению некоторых журналистов, выглядел словно человек, которому на голову рухнул его собственный, не до конца оплаченный дом. Лицо его было еще более серым, чем его костюм — тем не менее он постарался уверить всех в том, что «жизнь продолжается»: «Мы намерены исполнять свои обязанности так же, как исполняли их до сих пор, — заявил он. — Нам ясна сложность ситуации, но в этом вакууме нам просто необходимо найти действенное решение. Нет времени предаваться унынию».

Теоретически Тополанек может продолжать быть исполняющим обязанности чешского премьер-министра еще в течение трех месяцев и, соответственно, и. о. президента Евросовета. В этом случае есть маленький шанс, что он успеет довести до конца ратификацию Чехией Лиссабонского договора. Но надеяться на это не стоит: президент Вацлав Клаус успел объявить, что он приступает к скорейшему формированию нового правительства. Во главе его, скорее всего, встанет главный противник Тополанека, социалист Иржи Пароубек. А его отношение к Лиссабонскому договору мало чем отличается от отношения чешского президента.

Таким образом, судьба объединения Европы зависит теперь от единственной страны — восточноевропейского «новичка», чей президент вверг Евросоюз в политический кризис, а как выбраться из него — никто не знает.

Виктор Лернер

Текст www.respublika-kz.info

Фото www.lenta.ru

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости