© 2026 Neonomad

Кубрат живой и мертвый

Этот правитель долгое время считался мифической личностью, но потом выяснили, что именно он был основателем Великой Болгарии - древнего могущественного раннефеодального государства тюрок со столицей в древней Фанагории, занимавшего земли Приазовья, Кубани и Северного Кавказа.

Сто лет назад

В 1912 году в окрестностях украинской Полтавы, у села Малое Перещепино произошла одна из самых громких археологических сенсаций XX века. Пастушок Алеша Бойко, выгуливая стадо на околице, провалился в размытую недавними дождями яму, где обнаружил золотой кувшин. Мальчик принес находку матери, а та, испугавшись, что вещь может оказаться краденой, отнесла ее полицмейстеру.

Тот, определив древнее изделие, оповестил ученых, но информация о золоте уже распространилась среди местных жителей, и те несколько дней копались на месте находки. Когда из Санкт-Петербурга прибыла археологическая комиссия во главе с историком Макаренко и полтавским археологом Зарецким перещепинцы уже растащили часть клада. Макаренко с Зарецким пришлось изымать сокровища у селян, то, прибегая когда к угрозам, то, выкупая находки.

Раскоп был сильно разорен. Поговорив с копавшимися там перещепинцами, ученые установили, что в могильнике кроме золота был пепел и пережженные кости. То есть покойник был кремированы перед погребением. После чего с его прахом были захоронены и погребальные дары, необходимые усопшему в загробном мире.

Когда первичный учет клада был завершен, Макаренко и Зарецкий поняли, что перед ними – настоящая сенсация. Это была самая большая по объему находка из всех, что когда-либо ( и до, и после) находили в курганах — примерно 800 предметов из золота и серебра. Вес первых составлял почти 25 килограммов, вторых — 50 килограммов. По своему художественному исполнению и разнообразию клад тоже был самыми богатым – такого количества изящных изделий разных народов и культур в одном месте не находили никогда.

Среди находок преобладали византийские изделия и произведения искусства тюркских мастеров, более грубые, но тоже не лишенные своеобразного очарования. Сопоставляя находки в Перещепине с вещами из нескольких степных захоронений, ученые пришли к выводу, что это могильник одного из представителей высшей тюркской знати.

Внимание ученых привлекли парные браслеты и гривна из кованного золота с изумрудами. Украшения явно были выполнены в одной мастерской и, вероятно, одним мастером, судя по технике работы и сюжетам, принадлежащего к народу болгар.

Были найдены накладки на луку седла в виде львов, причем фигурки львов украшены орнаментом из так называемых «растрепанных пальметт». Украшенные таким орнаментами предметы были обнаружены в могилах, которые находили на огромном пространстве — от Енисея до Дуная, но именно перещепинская находка, позволила установить, что источником мотива была керамика и настенные росписи Средней Азии. Оружие и украшения были памятниками ювелирного искусства Средней Азии, Ирана, Византии, евразийских степей. В изделиях прослеживались греческие, индийские, китайские и европейские мотивы. Весьма любопытен набор индийских украшений, с выгравированными на них сценками из Кама-сутры. Наверное, степному владыке тюрок ( по традиции, хозяину большого гарема) казалось забавным одаривать своих жен и наложниц подобными пикантными украшениями.

Словом, это был богатейший клад, относящийся к эпохе Средневековья, найденный когда-либов Восточной Европе. Монеты и клейма позволили с большой точностью датировать захоронение – VII век.

Сенсация после сенсации

Основную часть находок вывезли в Эрмитаж. Много осталась в Полтавском городском музее, пережив смутное время Гражданской войны, но в 1941 году их не успели вывезти, и они стали добычей немецких оккупантов, пропав безвозвратно. Не исключено, впрочем, что они когда-нибудь всплывут на зарубежных антикварных аукционах.

В 1960-1970-х годах ученый из ГДР Иоахим Вернер и его коллега австрийский историк-византист Вернер Зайпт обратили внимание на перстень с монограммой, солидное византийское изделие литого золота со шлифовкой. Монограмма на перстне, составленная из букв греческого алфавита, гласила «Кубрата патрикия». Прежние историки не придали этому большого значения, полагая, что кольцо попало в могильник как часть военной добычи. Но Зайпт попутно занимался связями Византии со степняками, и пришел к сенсационному выводу — прещепинские сокровища принадлежали не кому-нибудь, а владыке древних болгар великому хану, или как тогда говорили, балтавру, Кубрату.

Этот правитель долгое время считался мифической личностью, но потом выяснили, что именно он был основателем Великой Болгарии — древнего могущественного раннефеодального государства тюрок со столицей в древней Фанагории, занимавшего земли Приазовья, Кубани и Северного Кавказа.

Даже имя Кубрата, в переводе означающее Волк, считалось отражением древнейших тюркских преданий. Волк был тотемным животным обитателей Тюркского каганата.

С именем Кубрат и в самом деле связано много легенд – например, именно ему приписывали изобретение тюркской рунической письменности. Именно Кубрат фигурирует в самом первом варианте предания, позже ставшего популярным у многих народов. В соответствии с ним, Кубрат-хану своего смертного одра собрал сыновей и повелел принести связку ивовых прутьев. Потом балтавр предложил наследникам: «Пусть возьмет каждый из вас в руки эту связку и попробует разом переломить ее. Не получается? А теперь по одному прутику. Вот так! Слаб каждый из вас поодиночке, но если вы будете вместе, как эта связка, ни дин враг не одолеет вас. И будет благоденствовать наш народ и наша Великая Болгария». (Как следует из истории, этот совет явно не был услышан наследниками).

Предок болгар и татар

Историкам известно, что Кубрат встал во главе ханства после своего дяди Аргана и правил с 605 по 660 год, и с его именем действительно связано последнее возвышение Великой Болгарии.

Какое-то время Кубрат жил в Константинополе, где в 619 году принял крещение, и получил титул патрикия (патриция). Как раз на тот момент эта практика получила распространение. Позже, например, византийский титул был дарован князю Владимиру Равноапостольному.

Получается, что по крайней мере часть сокровищ была не военной добычей, а дарами византийского императора Ираклия возвращающемуся на родину Кубрату. Ведь Великая Болгария была одним из верных союзников Константинополя в борьбе с другими степными племенами. (Через несколько лет Кубрат пришлет на помощь Ираклию, воевавшему с Ираном, сорокатысячную степную конницу).

Вскоре после смерти балтавра Кубрата его царство пало под натиском соседей и внутренних неурядиц, после чего его старший сын Аспарух со своими сторонниками ушел на Дунай и создал там Дунайскую Болгарию, которая существует и сегодня, а младший – Котраг — отступил на Волгу и создал Волжскую Болгарию.

Вероятно, именно военной ситуацией и объясняется столь богатое погребение Кубрата. В могилу была спрятана часть ханской казны. Возможно, за ней планировали вернуться, а может быть, просто зарыли, чтобы она не достались врагам. Получается, что в прещепинском могильнике был захоронен великий правитель предков сразу двух современных народов – поволжских татар и болгар.

По многим причинам коллекция из Прищепина не была известна широкой публике в отличие, например, от сокровищ Тутанхамона, или находок из Аржанских курганов в Туве. Тем не менее, в советское время прищепинские сокровища несколько раз выставляли в Софии, а сейчас тема Кубрат-хана популярна в Татарии. В 1997 году там прошла выставка золотых предметов из могилы «Золото хана Кубрата», которая была приурочена к открытию II Всемирного конгресса татар. А в 2002 году на месте открытия прищепинского клада по инициативе союза болгар Украины, был установлен памятный знак в честь Кубрат-хана.

Так византийское золото, найденное в украинском селе помогло открыть тайну древнего тюркского властелина – человека, почитаемого и на Балканах, и в Поволжье.

Татьяна Станкович

Владимир Лещенко

Журнал«За рубежом»

Текст www.gazetasng.ru

Рисунок www.az-deteto.com

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости