Рассказ о судьбе руководителя немецкой десантной группы, командире отряда «Алаш». В мае 1944 года в окрестностях сегодняшнего Атырау, в то время Гурьевской области, в районе Жылой был сброшен немецкий авиадесант. Событие это в последние годы в казахской прессе обросло самыми разными мнениями начиная от самых негативных выводов и заканчивая требованием реабилитации старшего лейтенанта Агаева, выступавшего с оружием в руках против коммунистической диктатуры, повинной в гибели миллионов казахов.
Но мы даем здесь лишь хронологию, позволяющую будущим исследователям дела Агаева самостоятельно выносить оценку тем давним историческим событиям.
3 мая 1944 года. В районе двух часов ночи радары Астраханского авиаотряда зафиксировали неопознанный самолет. Сообщение об этом тут же было передано в Гурьевское областное управление Народного комиссариата внутренних дел. Авиатехник Степанов, дежуривший в ту ночь, доложил прибывшим чекистам, что видел огни самолета, проследовавшего в направлении Форта-Шевченко.
6 мая. В районе трех часов ночи дежурный по Атыраускому аэродрому сообщил, что от поселка Жылой в сторону Астрахани пролетел неопознанный летательный аппарат. Той же ночью поступило сообщение из Астрахани, в котором говорилось, что неизвестный самолет открыл пулеметный огонь по стоявшим у причала судам «Пролетарская диктатура», «Калинин», «Роза Люксембург».
7 мая. На основе поступающих сообщений с мест подтвердилась информация об авиадесанте противника, сброшенном в районе поселка Жылой.
10 мая. Бригада колхозников, возвращавшихся в коллективное хозяйство «Кирово», в тридцати пяти километрах от центральной колхозной усадьбы повстречала трех вооруженных солдат-казахов. В ответ на вопрос «Откуда вы идете?», солдаты сообщили, что в пути их машина, следовавшая из Актобе, застряла в песках. У колхозников солдаты расспросили дорогу.
В этот же день группа немецких авиадесантников, взяв направление на север, выходит в район озера Жем. Переночевав в полуразрушенном доме, на следующий день десантники, переодетые в форму советских солдат, в трех километрах от обвалившейся постройки встречаются с другой бригадой колхозников из колхоза «Кирово». Но на этот раз они им представляются вооруженной группой по поимке дезертиров. И здесь же десантники, в составе которых были Закиров, Динишев, Бастаубаев, покупают у местного жителя по имени Ботакары барана, айран и курт.
12 мая. В отделение НКВД Жылойского района приходит письмо от председателя сельского совета аула Уялы Есена Кудайбергенова. В письме рассказывается о встрече местных жителей с тремя подозрительными солдатами-казахами. В частности, говорится о том, как аульскому малышу Наурызбаю один из солдат дал плитку немецкого шоколада.
Еще одна подозрительная деталь в этом деле, заставившая насторожиться председателя сельского совета – солдаты курили немецкие сигареты.
12 мая. Оперативный отряд под руководством заместителя руководителя Гурьевского областного управления НКВД Константина Шармая срочно выдвигается в направление колхоза «Кирово». Допросу подвергается колхозник Ботакара, продавший неизвестным барана и айран. В трех-четырех километрах от поля, где работала бригада Атагозиева, оперативники в развалинах старой постройки находят следы ночевки немецких парашютистов: сломанный примус, карандаш с тисненой надписью по-немецки на одной из его граней, окурки немецких сигарет. Оперативники приходят к выводу, что авиадесантная группа направляется к колодцам с водой в сторону зимовки Сарыкаска. На подходе к зимовью возле одного из колодцев преследователи натыкаются на пулеметную ячейку. Чуть в стороне, возле второго колодца, они замечают окапывающихся десантников. Оперотряд, возглавляемый старшим лейтенантом Константином Шармаем, открыв из автоматов предупредительный огонь в воздух, предлагает обороняющимся сдаться. Парашютистам объясняют безвыходность их ситуации. В ответ раздается пулеметно-автоматный огонь. Перестрелка стихает ближе к полуночи.
13 мая. Оперативники засылают к обороняющимся парламентера Байшыгана Бектурлиева, заведующего конефермой колхоза «Кирово». Перед парламентером ставят задачу – склонить противника к сдаче, постаравшись заодно расколоть его единство рассказами о последних, неутешительных для немцев, сводках с фронта. Но план проваливается. Десантники категорически отказываются сдаваться, захватив с собой парламентера в качестве заложника. Им удается оторваться от преследователей. Они берут с собой в качестве проводника бригадира колхоза «Кирово» Байжана Атагозиева, угрожая ему расстрелом. Группа направляется ускоренным маршем в сторону Актюбинской области к подножью Алатауских гор.
14 мая. Убит проводник Байжан Атагозиев, пытавшийся передать информацию красноармейцам. Группа продолжает движение в прежнем направлении.
16 мая. Застигнутые проливным дождем десантники принимают решение пробираться к скотоводческой ферме колхоза «Теректы», но натыкаются на огонь автоматчиков из заслона, оставленного в этом месте Константином Шармаем. Воспользовавшись неразберихой, от группы парашютистов откалываются Бастаубаев и Калиев, спустя какое-то время сдавшиеся заслону автоматчиков. Чекисты Шарипов и Кочетков подвергают перебежчиков допросу, в ходе которого выясняется, что возглавляет авиадесант обер-лейтенант немецкой армии по агентурной кличке Иранов, он же Алихан Агаев. Уроженец этих мест. В довоенном прошлом – агроном Жылойского района.
Максат ТАЖ-МУРАТ. Ана Тiлi. № 43.
23-29 октября 2008 года. (Продолжение следует…)
Перевод в сокращении Кылышбека АЛИ.
Текст www.megapolis.kz