© 2026 Neonomad

Тандем Астана — дети

Не успела отбыть из казахстанской столицы индийская делегация из 25 бизнесменов ведущих фармацевтических компаний страны, как прибыла другая, не менее представительная. На седьмое заседание Казахстанско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, промышленному и культурному сотрудничеству во главе с министром нефти и газа Республики Индии Мурли Деора в Астану прибыли ее авторитетные члены.

В ходе заседания отмечался прогресс в достигнутых договоренностях, принятых на шестом заседании комиссии, проведенном в Нью-Дели в октябре 2006 года. Особенно было подчеркнуто, что государственный визит Президента РК Нурсултана Назарбаева в Индию в январе текущего года стал ориентиром в продвижении казахстанско-индийских отношений, подняв их на качественно новый уровень. Об итогах визита, перспективах, которые он открыл перед нашими странами, рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в Казахстане господин Ашок САДЖАНХАР.

Господин Саджанхар, прежде чем мы перейдем к языку цифр и фактов из области казахстанско-индийских отношений, хотелось бы узнать, как истеблишмент и пресса страны оценили итоги государственного визита лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева в Нью-Дели?

Это был чрезвычайно успешный визит, результативность которого превзошла все ожидания. Но у визита было и весьма яркое содержание — господин Назарбаев прибыл в Индию не только с государственным визитом, но и в качестве почетного и главного гостя празднования Гантантра-Дивас — Дня Республики Индии. Это приглашение говорит о любви, симпатии к лидеру вашей страны, личным достижениям господина Нурсултана Назарбаева, а также к народу Казахстана. Эти любовь и симпатия были выражены в ходе переговоров с президентом моей страны госпожой Пратибхой Девисингх Патил. А затем с политиками Индии — министром иностранных дел Пранабом Мукхерджи, вице-президентом Хамидом Ансари, лидером оппозиции Лалом Кришна Адвани, председателем правящей коалиции «Объединенный прогрессивный альянс» Соней Ганди, а также нобелевским лауреатом, директором Института энергетики и ресурсов Раджендра Пачаури. А еще была презентация книги господина Назарбаева «Казахстанский путь», работал большой бизнес-форум, в котором участвовало около 500 индийских и казахстанских бизнесменов... Так что наша элита, бизнесмены и простые граждане еще больше узнали о Казахстане как о мирном государстве с большими запасами минеральных ресурсов и экономическим потенциалом.

Если собрать все специальные выпуски индийских газет, тексты теле- и радиопередач о встречах на высшем уровне, о посещении Нурсултаном Назарбаевым самого большого индуистского храма в мире «Акшардам» и мавзолея монгольского правителя Хумаюна, то получится великолепная хроника индийско-казахстанских отношений. Теперь они формируются на новом уровне — стратегического партнерства.

Уровень стратегического партнерства, о котором не без интереса говорят аналитики двух стран, диктует качественно новый формат сотрудничества. В чем заключается креатив сегодняшнего дня?

Отношения Индии и Казахстана имеют давние традиции, их отличают динамизм и дружественность, близость культурных традиций. Наши страны многое объединяет, прежде всего — многонациональность и поликонфессиональность общества. Наши взгляды, идеи, философия обустройства общества и мира очень схожи. Поэтому надо максимально использовать нашу толерантность для расширения отношений и укрепления сотрудничества в экономической, политической, культурной сферах, в вопросах безопасности в Азии и во всем мире.

Развитие экономики наших стран отличал высокий рост ВВП: в Казахстане он составлял в пределах десяти процентов, примерно такими же темпами на протяжении последних четырех-пяти лет рос ВВП Индии. Стоит отметить и другой факт: покупательная способность Индии — одна из самых высоких, а если точнее, то мы стоим на четвертом месте в мире. А это значит, что в торгово-экономической сфере имеется большой потенциал для развития торговли и предпринимательства. В прошедшем году наш товарооборот составил около 400 миллионов долларов США, что почти в два раза выше показателя 2007 года. Торговля может стать тем самым импульсом, который позволит значительно расширить спектр деловых отношений. Их составляющие четко обозначены были в ходе визита в Нью-Дели. Прежде всего это энергетический блок и наши договоренности в нефтяном секторе в отношении блока «Сатпаев» на каспийском шельфе.

Мы подписали соглашения по использованию ядерной энергии в мирных целях и экспорту урана из Казахстана в Индию. Не менее значимы и соглашения по сотрудничеству в космической отрасли. В Индии имеется огромный опыт в использовании дистанционного зондирования, в использовании космических технологий для улучшения жизни обычных людей. И мы будем рады поделиться инновациями с Казахстаном.

Индия открыта для создания СП на основе использования угля, а также нефтехимических производств в Западном Казахстане. Мы готовы работать в области производства фармацевтических и лекарственных средств, а также в сфере информационных технологий.

Казахстан известен своими огромными запасами природных минеральных ресурсов. У Индии есть технологии, а также средства. У нас имеется квалифицированная рабочая сила. Мы можем помочь Казахстану стать экспортером не только сырья, но также как полуфабрикатов, так и готовой продукции. Вы хотите добавить ценность вашим природным ресурсам, и мы будем рады вместе с вами в этом направлении сотрудничать. Вы хотите стать одной из 50 конкурентоспособных наций в мире, и мы готовы развивать технологическую сферу и действовать совместно в области повышения квалификации рабочей силы.

Господин посол, мне не раз удалось посетить вашу страну и писать о стремительном развитии хайтека, космоса, металлургического комплекса Индии, о непростых отношениях в нефтегазовом секторе... На какой уровень вышли договоренности в данных отраслях? И какие коррективы, на ваш взгляд, может внести мировой финансовый кризис?

Я думаю, что сегодня есть то самое подходящее для развития наших взаимоотношений время. И объясню почему. Мировой финансовый кризис не настолько, как США и европейские страны, затронул Индию. По прогнозам наших экспертов, рост ВВП составит 7,1 процента. Конечно же, это меньше, чем прошлогодние девять процентов, но... Это значительно лучше, чем в США или в некоторых странах Европы.

Дело в том, что банковская система Индии в условиях мирового финансового коллапса сумела выстоять. К тому же до 75 процентов нашей экономики основано на внутреннем рынке и на внутреннем производстве. Мы в состоянии произвести все для своей нации. И мы не настолько зависим от экспорта, как, предположим, Китай, где до 70—80 процентов ВВП основано на базе экспорта. Когда экспортный рынок Европы, Японии, США снижается, то тогда возникают экономические финансовые проблемы… Но вернемся к ситуации в нашей стране. Ряд стран в мире тратят больше, чем зарабатывают. Мы же, наоборот, можем себе позволить отложить — до 37 процентов. И эти сбережения уходят в виде инвестиций в экономику. У многих стран мира есть большие проблемы с ликвидностью рынка, у Индии они не так сильны и масштабны. Грамотная монетарная политика сделала свое дело.

То есть антикризисная программа вам не понадобится?

Программы требуются в любых условиях. На данный момент инфляция в Индии составляет менее одного процента. Наши стратегии в экономике базируются на трех стимулах. Первое — повышение ликвидности на рынке. Второе — снижение процентных ставок в банках, чтобы потребители могли брать больше кредитов и увеличивать свое производство. Третье — снижение таможенных налогов, для того чтобы снизить себестоимость товара и налога на услуги, чтобы повысить тем самым спрос. Меры, принятые ранее государством, плодотворно сказываются на экономике.

Сегодня все задаются вопросом о длительности кризиса и его воздействии. Эта же обеспокоенность имеется у бизнесменов Индии. Но мы должны учесть, что нынешний кризис не только финансовый, экономический кризис, но в большей степени это кризис уверенности. И здесь можно смело утверждать, у Индии все в порядке: мы верим в свои силы, у страны есть возможность и опыт борьбы с этим кризисом, да и золотовалютные резервы — 253 миллиарда долларов — хорошая основа для формирования устойчивости и оптимизма.

В Казахстане высоко оценили значимость Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между АО «НАК «Казатомпром» и индийской Национальной корпорацией атомной энергетики, который был подписан в ходе визита. Выгодно продавать и покупать уран — это успех, это понятно. Но больше сегодня интересует вторая часть меморандума, которая говорит о проведении совместных мирных исследований в ядерной области. О чем может быть здесь речь?

Три процента энергетических потребностей нашей страны закрываются ядерной энергетикой. До недавнего времени у нас не было возможности получать обогащенный уран. В сентябре прошлого года в Вене было принято знаковое решение, которое теперь позволяет нам заниматься торговлей ядерной энергией в мирных целях, заниматься производством в сфере урановой промышленности и ядерных технологий. Вы, наверное, в курсе, что на территории Индии расположены 22 АЭС. С россиянами подписано соглашение на строительство четырех, а с французами — на возведение еще двух атомных электростанций мощностью 1 650 мегаватт каждая. В перспективе это позволит через 15 лет увеличить долю ядерной энергии до 20 процентов. Но это не предел наших желаний.

Индия может стать постоянным и надежным импортером урана из Казахстана. Межправительственное соглашение, которое скоро будет подписано, расставит все по своим местам. Индия имеет большой опыт и основательную базу в строительстве АЭС малой и средней мощности. Казахстану необходимы такие хотя бы потому, что ваша страна, подобно Индии, имеет большую территорию с отдаленными населенными пунктами. Вам необходимы такие электростанции мощностью 220, 440, 500 мегаватт. Для таких установок, имеющих очень конкурентоспособную цену, мы используем природный уран, который в большом количестве доступен в Казахстане. Это один из многих примеров, где мы можем плодотворно сотрудничать и стать равноправными партнерами. Ведь межправительственное соглашение предполагает использование ядерной энергии в мирных целях, поэтому в нем разделы по ядерной безопасности, по обучению рабочей силы, обмен специалистами и также обсуждение и дискуссии...

По данным казахстанского МИДа, в нашей стране действует около 280 СП. Вы уже более года работаете в стране, побывали во многих регионах Казахстана, поэтому, думаю, вам не будет сложно вывести формулу удвоения инвестиций…

СП в фармацевтической промышленности, IT, сельскохозяйственном производстве, металлургии, химической промышленности плюс решение транспортных коридоров и улучшение законодательной базы.

В нашем правительстве экономический блок представляет своеобразная ТИМ — группа, которую называют еще группой мечты, в которую входят ряд очень опытных и уважаемых министров: прежде всего премьер-министр д-р Манмохан Сингх, бывший министр финансов Паланиаппан Чидамбарам, заместитель председателя комиссии по планированию д-р Монтек Сингх Ахлувалиа, министр промышленности и торговли Камал Натх. Во главе с премьер-министром Манмоханом Сингхом, который, кстати, занимая пост министра финансов в правительстве Нарасимхи Рао в 90-х годах, руководил реформами, в результате которых была либерализована и фундаментально преобразована экономика Индии, им многое удается сделать. Я мог бы многое рассказать об истории индийской промышленной политики и о реализации экономических реформ, влиянии глобализации и роли правительства в индийской экономике. Буду краток.

Я очень горжусь тем, что работаю в умной и креативной команде. Когда господин Манмохан Сингх еще не был премьером и Международная исследовательская организация «Евромани» признала его лучшим в мире министром финансов года, он заявил: «Я всегда верил в развитую микроэкономику, необходимость контроля над инфляцией, для меня это — основные компоненты прогресса. Следует уделять равное внимание как накоплению большего благосостояния, так и его равномерному распределению...» Мне очень понятны и близки эти принципы в экономике.

Недавно группа казахстанских журналистов вернулась из Канады, США и отечественного Тенгиза, где знакомилась с переработкой серы. Мне бы очень хотелось в будущем побывать и на установке регенерации серы для НПЗ в индийском Патхинде, которую, согласно подписанному в январе контракту, построит в Индии группа «КазСтройСервис». А куда собираетесь поехать вы, чтобы убедиться — индийские инвестиции удачно работают в Казахстане?

Я побывал во многих областях страны, но особое мое внимание — Таразу и Шымкенту, где работают индийские инвестиции — «Казфосфат», «Онтустик», текстиль. Планирую поездку в Актобе, где возможно наше сотрудничество в сфере нефти и газа, а также СП по производству удобрений. Индийские инвестиции придут в нефтехимический проект в Атырау. Имеются идеи и планы в Павлодаре и Костанае, но уже в другой отрасли — электрической, а если точнее, то строи¬тельстве угольной электростанции.

Вы заметили, что мы не говорим об обороте торговли между нашими странами, емкостях внутреннего потребительского рынка. Означает ли это, что здесь все о'кей?

Не совсем так. На данный момент баланс в сторону Индии составляет около 400 миллионов долларов. Это неплохо. Но если учесть, что общий объем экспорта Индии составляет 180 миллиардов долларов в год, то... На этом фоне хотелось бы увеличить объем торговли. И не только за счет чая, текстиля, изделий народных промыслов, что поставляется в большом количестве мелкими предприятиями. Наступил момент, когда необходимо переходить на более качественный уровень торговли высокотехнологичными продуктами. В том числе технологиями, связанными с нефтехимией, космосом, хайтеком, атомной промышленностью. Если же говорить о товарах для дома и быта, то в Индии производят не только качественный текстиль, но и широко популярные в мире брендовые вещи...

А теперь хотелось бы обратиться к проблемам глобальным. Мы знаем, что индийская сторона высоко оценила усилия казахстанского лидера по наведению «мостов мира», к которым смело можно отнести СВМДА и съезды лидеров мировых и традиционных религий. Что намерена предпринять Индия для продвижения и углубления мирных инициатив в Азии?

Как Казахстан, так и Индия многонациональны, и поэтому наши страны толерантны к верам, взглядам, этносам. Мы поддерживаем мир, выступаем в его защиту. Поэтому Индия в числе первых поддержала инициативу Нурсултана Назарбаева о создании СВМДА. Наши дипломаты активно работают на этой диалоговой площадке. В феврале нынешнего года прошла большая встреча СВМДА в Дели, результативность которой не может не радовать.

Мы также активно поддерживаем ставшие уже традиционными съезды мировых и традиционных религий. Я думаю, что это прекрасная инициатива, так как все религии и веры должны жить в мире. Межрелигиозная гармония и взаимопонимание позволят устранить такое зло, как терроризм. Когда Нурсултан Назарбаев был в Индии, он осудил теракты в Мумбае. За последние двадцать лет террористические акты унесли жизни более семидесяти тысяч наших простых граждан. Индия выступает за полное прекращение террористических актов. Наша страна инициировала Всестороннюю конвенцию против международного терроризма в ООН, которая получила подавляющую поддержку многих стран. В борьбе с этим современным злом наши страны также могут эффективно сотрудничать и взаимодействовать. Особенно важно это сегодня, когда усложняется ситуация вблизи наших границ.

Обе наши страны стараются стабилизировать ситуацию в Афганистане, занимаясь конкретными проектами и реальной поддержкой. Объем индийской помощи равен 1,2 миллиарда долларов. Я знаю, что и ваша страна оказала Афганистану огромную поддержку в обучении рабочих, специалистов, а также отгрузив большое количество зерна. Но как много еще предстоит нашим странам сделать вместе в установлении мира не только в регионе, но и в глобальном масштабе.

В Казахстане высоко оценили итоги визита, тщательно анализируя его составляющие и мультипликативный эффект, к которому можно отнести недавнюю работу в Астане индийской делегации ведущих фармацевтических компаний, а также седьмое заседание Казахстанско-индийской межправительственной комиссии во главе с министром нефти и газа Мурли Деора... Не могли бы вы продолжить этот список?

Остановлюсь на трех событиях. Так, в сентябре в Казахстан приедет солидная делегация бизнесменов, которые занимаются производством лекарственных средств и медицинского оборудования. В мае в Алматы на «Атакенте» развернется национальная выставка «Индия Экспо-2009». На ней казахстанцы встретятся не только с традиционной индийской культурой, любимыми фильмами, привычным индийским чаем и специями... Алматинцы смогут убедиться в технологической продвинутости «страны слонов, браминов и хайтека», кажется, вы так писали о своей поездке в Индию. Последнего — хайтека — будет более чем достаточно. Около 80 малых и средних, а также крупных компаний будут выставлять, демонстрировать свою продукцию, а также возможности Индии в технологической сфере.

В сентябре — не менее значимое событие: большой форум, а точнее фестиваль туризма. Для сотрудничества и взаимодействия необходимо развивать туризм. Это аксиома. В Казахстане должны знать, что в Индии проживают около 400 миллионов человек, которые относят себя к среднему классу. У них есть деньги, есть энтузиазм, чтобы путешествовать, знакомиться с культурой и жизнью людей разных стран. Многие индийцы побывали в Лондоне, посмотрели Биг-Бен... У Казахстана есть много ЧТО предложить индийским туристам. Но вы должны это ЧТО предлагать и выставлять на рынке туризма, чтобы заполучить индийского гостя.

А вы, господин посол, любите путешествовать? Что уже успели посмотреть? В вашем кабинете столько книг, рукописей — где берете время? Как относится к этому ваша семья?

Но я люблю не только путешествовать, а еще читать, общаться с новыми людьми. Люблю музыку. И очень горжусь, что у моего сына и дочери — великолепные бас и сопрано. Сын работает в Лондоне, а дочка учится там же. Недавно я получил сообщение, что в колледже ей доверили поставить пьесу Шекспира...

По профессии я физик и много работал в этой области. Согласно сложившейся у вас традиции, я должен быть непременно лириком. В моей жизни это выражается в увлечении культурой: читаю лекции, провожу семинары, пишу книги.

Роман для очередной экранизации в Болливуде или... нечто подобное Шаши Тарур «Слон, тигр и сотовый телефон: размышление об Индии в ХХI веке»?..

Первая моя книга называлась «Внешняя политика Индии после обретения независимости». Следующая рукопись посвящается также международной деятельности и дипломатии. Но это между прочим, главное — обустройство индийско-казахстанских отношений, выведение их на более высокий уровень, чтобы дружили наши народы. Я открываю для себя Казахстан, его удивительную природу: Боровое, Заилийский Алатау, Большое Алматинское озеро... не могут не восторгать.

Два года назад в Нью-Дели состоялась международная конференция, посвященная 15-летию установления дипломатичес¬ких отношений между нашими странами. Там был показан документальный фильм индийских кинематографистов «Казахстан. Рай в Центральной Азии». Он — как признание в любви. А еще там же сотрудничество Астана — Дели было обозначено как «ядро более широкого взаимодействия между Центральной и Южной Азией». Это ко многому обязывает.

Татьяна Костина

Текст www.kazpravda.kz

Фото www.np.kz

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости