Ситуация в Крыму продолжает накаляться. Российские СМИ в качестве «новости номер один» сообщают о том, что около 200 человек установили пикет у здания Управления МВД Украины в Севастополе, требуя выпустить на свободу трех жителей города, задержанных ранее за столкновение с военнослужащими ВМС Украины. Столкновение произошло 5 июля при попытке украинских моряков установить на Графской пристани Севастополя табличку, посвященную 90-летию поднятия украинских флагов на кораблях Черноморского флота более не существовавшей Российской империи.
Как отмечают многие аналитики, реакция России на стремление Киева увековечить этот факт с самого начала оказалась весьма нервозной и, скажем так, не очень-то укладывалась в рамки обычной дипломатической этики. То, что для Украины было началом, точнее, возрождением собственного флота, Москва именовала "позорным событием" и советовала вообще забыть о том, что оно имело место в истории. Судя по всему, в Москве всерьез рассчитывали реализовать в случае с Украиной тот же сценарий, что и с Монголией, где в течение десятков лет предписывалось "забыть" о Чингисхане. Однако в Киеве в ответ просто дали понять, что не собираются спрашивать у России разрешения, как читать, изучать и чтить собственную историю.
Но, судя по всему, не сумев организовать противодействия на дипломатическом поприще, в Москве решили ввести в дело ту самую "группу поддержки". И 5 июля, когда офицеры украинского флота попытались установить памятную доску на Графской пристани в Севастополе, защитники российских интересов просто затеяли здесь потасовку, а мемориальную доску сорвали и выбросили в море. В течение четырех последующих дней правоохранительные органы задержали трех севастопольцев, принимавших участие в стычке: Александра Караваева, Дмитрия Соловьева и Анатолия Марету.
А теперь их оставшиеся на свободе сторонники разворачивают перед Управлением МВД Украины по Севастополю российские государственные и военно-морские, так называемые "андреевские", флаги и транспаранты с лозунгами "Свободу защитникам Графской!", "Севастополь требует освободить задержанных!", "Милиция, не будь инструментом в руках политиков!", "Нет репрессиям!", "Нет оранжевой хунте!" и вместе со "Свободу!" скандируют "Севастополь - Крым - Россия". Пикетировать УМВД собираются до 15 июля.
Другой точкой "войны памятников" в Крыму обещает стать монумент российской императрице Екатерине Великой, которую Россия считает "основательницей города" - несмотря на то, что на момент захвата Крыма здесь уже стояла турецкая крепость. Сам памятник устанавливали тайно, под покровом ночи - горсовет Севастополя соответствующее решение как бы принял, только вот севастопольский Хозяйственный суд признал его незаконным. И теперь, опасаясь, что на сброшенную в море мемориальную доску сторонники законных властей Украины ответят тем же, пророссийские крымские казаки встали на охрану полулегального памятника императрице. А верховный атаман Союза Казацких войск России и заграницы, депутат российской Госдумы "единоросс" Виктор Водолацкий приказал сформировать и отправить в Севастополь казацкие команды для охраны памятника императрице. В ответ депутат Верховной рады Крыма, председатель крымской ячейки Народного руха Украины Леонид Пилунский заявил, что считает инициативу российских казаков вмешательством во внутренние дела Украины.
Однако то, что происходит сегодня в Крыму и вокруг Крыма, не ограничивается хулиганской выходкой на Графской пристани и шумными пикетами в Севастополе. В те же дни газета "Известия" публикует статью Юрия Лужкова, мэра Москвы, который за свои провокационные высказывания уже давно объявлен в Украине "персоной нон грата". Где московский градоначальник назидательным тоном разъясняет, почему Россия имеет право претендовать на Крым и Севастополь. "Суть дела в том, - изрекает Лужков, - что с конца XVIII века, когда Крым в результате завоеваний Екатерины II вошел в состав Российской империи, и вплоть до наших дней эта земля никогда не входила в состав украинских земель".
Как уверяет мэр Москвы, в 1954 году глава СССР Никита Хрущев подарил Украине Крым, но сделано это было, оказывается, без соблюдения правовых и конституционных процедур (какие процедуры соблюла Екатерина II, оттяпав полуостров у Турции, Юрий Михайлович не уточняет). "В результате получилось неправомочное и юридически ничтожное решение", - настаивает Лужков. Затем переходит к рассуждениям, что, оказывается, Севастополь всегда был военно-морской базой Черноморского флота России и никогда юридически не входил в состав Крыма. А затем заявляет: "В 1954 году подарок Украине был сделан Хрущевым в честь 300-летия воссоединения Украины и России, в знак и под лозунгом этого вечного единства, незыблемой братской дружбы и искренней любви". "Однако, - отмечает мэр Москвы, - если потом, в 1991 году, произошло рассоединение наших государств, то Украине после такого "развода" следовало вернуть то, что ей не принадлежит".
Честно говоря, то, что происходит сегодня в Крыму и вокруг Крыма, более всего напоминает ситуацию в Нагорном Карабахе в 1987 и начале 1988 года. Когда периодически в Армении вспыхивают разговоры о том, насколько, мол, "законными" и юридически безупречными были те самые решения Кавбюро, согласно которым подтверждалась принадлежность Карабаха Азербайджану, что область, мол, была передана "незаконно", и теперь настало время восстановить "историческую справедливость". А пока устраиваются шумные акции по приему студентов из Севастополя в вузы Москвы, отправки учебников в местные школы и т.д. Плюс ко всему все происходит на фоне явного рецидива "постимперского синдрома" в России, где к тому же уверены, что нынешняя цена за баррель нефти уже позволяет ей перекраивать по своему усмотрению карту мира. Или хотя бы бывшего СССР. Нынешняя вспышка сепаратистских настроений в Крыму далеко не первая. Не менее шумные во всех смыслах митинги бушевали здесь и в середине девяностых.
И вот тут начинается самое примечательное. В те годы, когда в Крыму аналитики всерьез опасались взрыва сепаратизма по "карабахскому" образцу, пост вице-спикера местного парламента занимал небезызвестный Анушаван Данелян. Который оставил о себе на благословенном полуострове не то чтобы очень добрую память: его вместе с неким Владимиром Шевьевым-Гаспаряном считают здесь лидерами одной из крупнейших организованных преступных группировок, а биографию советуют изучать по изданиям типа "Бандитский Крым". Так или иначе, под давлением общественности и на фоне громких обвинений в связях с криминалом Данелян ушел в отставку и вскоре..."всплыл" в Ереване на должности директора кабельного завода. А его подручный Шевьев-Гаспарян открыл в оккупированной Шуше чайную фабрику, поставлял "лечебный травяной чай", с его именем связывают и шумную аферу с "Арменикумом", будто бы лечившим от СПИДа. Данелян вскоре занял пост "премьер-министра" Нагорного Карабаха, где умудрился вступить в конфликт с некогда всесильными братьями Самвелом и Кареном Бабаянами и выйти из этой схватки победителем.
Однако осенью 2007 года Данелян вновь появился в Крыму. Где вновь бушуют митинги под российскими флагами, а аналитики всерьез рассуждают об опасности сепаратизма. Понятно, что заказчиков крымского сепаратизма следует искать не в Ханкенди - местные лидеры сами не более чем марионетки в руках куда более могущественных внерегиональных сил. Однако в силу ряда вполне понятных обстоятельств Анушаван Суренович Данелян знает о том, как делаются в регионах сепаратистские сценарии, чуть больше, чем казацкие атаманы и участники потасовки на Графской пристани. Тем более после "обкатки" на посту "премьера НКР".
Вопрос, однако, в том, что сценарии эти знают не только в Москве, Ереване и Ханкенди. Так или иначе, уже в 1997 году в Крыму состоялись военные учения причерноморских стран "Си Бриз", в ходе которых, как с возмущением вопила российская пресса, первоначально предполагалось отработать сценарий высадки в Крыму натовского десанта с целью подавления вспыхнувших на полуострове сепаратистских мятежей. После весьма эмоциональных протестов России сценарий как бы изменили: теперь здесь отрабатыали оказание помощи пострадавшим от землетрясения. Однако российские военные аналитики с возмущением замечали: вновь в первый же день учений турецкая подводная лодка ушла в море, а остальные отрабатывают "поиск и перехват", десантные подразделения отрабатывают высадку, и непонятно, зачем вообще здесь десантники - коробки с гуманитарной помощью нести?
Плюс ко всему можно вспомнить и о том, что попытка разжечь сепаратистский сценарий в Аджарии на фоне "революции роз" в Грузии уже не удалась с той же легкостью, как это было с Нагорным Карабахом, Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. Так что исход "крымской лихорадки" может оказаться совсем не таким, на что рассчитывают в Москве.
НУРАНИ
Текст www.echo-az.com
Фото www.krimhotel.com