В переделе сфер влияния для Соединенных Штатов Америки лакомый геополитический кусок пирога представляет Центральная Азия. И ставки здесь более весомы, чем на Кавказе. Почему?
Центральная Азия может соединять либо, наоборот, разъединять сразу несколько цивилизаций, каждая из которых рассматривается в Вашингтоне в качестве своего вполне очевидного геополитического конкурента. На севере региона расположена североевразийская цивилизация – Россия, на востоке дальневосточная цивилизация – Китай, а на юге – мусульманская цивилизация, представленная сразу огромным числом государств. Внести раскол между этими цивилизациями, не допустить их консолидации на общей антиамериканской и антизападной платформе – важнейшая задача Вашингтона.
С другой стороны американцев привлекает потенциал природных ископаемых Центральной Азии, который ни в какое сравнение не идет с тем, чем обладает Кавказ, за влияние на котором "скрестили копья" в недавнем конфликте Россия с Грузией, а фактически Соединенные Штаты с Россией, ибо это Америка вооружила режим Саакашвили и вдохновила его на агрессию против Южной Осетии, заведомо зная, что за нее заступится Россия.
Процессы, происходящие в последнее время в Центральной Азии, показывают, что в орбиту "глобальной демократической революции", проводимой Соединенными Штатами, все больше втягивается Монголия. И дело здесь не только в запасах урана, по которым Монголия занимает одно из первых мест в мире. Для США выгодно, прежде всего, геополитическое положение Монголии между КНР и РФ.
Что же предпринимают США? Растут объемы торговли, инвестиций в монгольскую экономику, то есть создается экономическая база сотрудничества. Подспудно формируется в антироссийском духе общественное мнение, расширяется военное сотрудничество.
Усилению американского влияния в Монголии способствует и то, что руководство этой страны из-за сложной социально-экономической и внутриполитической ситуации вынуждено балансировать между КНР, США и РФ. Пока позиции России в Монголии достаточно сильны. Но это пока. В стране становится все более популярен лозунг отказа от односторонней ориентации на Москву.
Есть основания полагать, что Вашингтон ведет дело к тому, чтобы занять доминирующее положение во внешней политике Улан-Батора. Именно на это нацелена в последние годы работа американцев по формированию в Монголии влиятельной политической прослойки, ориентированной на США.
Очевидно, все, что происходит сегодня вокруг Монголии – вызов для России. Страна вполне может стать, особенно после смены правящего режима (на что и были нацелены пока неудавшиеся попытки США на прошедших в июне парламентских выборах), опорой в охватывающей Россию связке "новых демократий", которые США выстраивают по периметру границ с Россией. Она уже протянулась от Балтики до Каспия и, видимо, продолжится до Забайкалья.
Что же делать? Если кратко, то – не сидеть сложа руки. Прежде всего, по мнению экспертов, неосмотрительно и даже опасно откладывать в этом контексте решение вопроса о приеме Монголии в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), куда она давно стремится.
"Более процветающим и открытым регионом" Центральной Азии Соединенные Штаты хотят видеть и Казахстан. Именно так мотивировала интерес Вашингтона к этой центрально-азиатской стране государственный секретарь США Кондолиза Райс, которая 5 октября посетила Астану с однодневным визитом. Но это слова для дураков. Главное же в интересе Америки к Казахстану – его геополитическое расположение между Китаем и Россией, его энергетические ресурсы.
Ключевым партнером в Центральной Азии Казахстан является и для Североатлантического союза. Об этом заявил заместитель генерального секретаря НАТО К.Бисоньеро во время встречи с министром обороны Казахстана Д.Ахметовым 11 сентября в Астане. Д.Ахметов со своей стороны отметил "положительную динамику и достаточно интенсивное укрепление отношений Казахстана и НАТО" и сказал, что Астана считает "весьма позитивным фактором решение о проведении в Казахстане в 2009 году форума безопасности Североатлантического партнерства" и придает большое значение предстоящему в октябре с.г. в Брюсселе заседанию совета "НАТО-Казахстан", в рамках которого будет обсуждена реализация индивидуального плана действия партнерства.
Напомним, что в 1992 году Казахстан вступил в совет Североатлантического сотрудничества, который в 1997 году был преобразован в совет Евроатлантического партнерства. 27 мая 1994 года Казахстан присоединился к программе "Партнерство ради мира" (ПРМ). Согласованный проект индивидуального плана действий партнерства Казахстана с НАТО (ИПДП) был принят 31 января 2006 года. Основным направлением совместной работы с НАТО в рамках индивидуального партнерства является военное сотрудничество. В настоящее время Казахстан является единственным государством региона, развивающего свои отношения с НАТО по индивидуальной модели через механизм индивидуального плана действий партнерства.
Начиная с 2003 года воздушное пространство Казахстана в направлении Афганистана пересекли более 6 тысяч самолетов государств-членов НАТО. Более 80 раз казахстанские власти выдавали разрешение на транзитную посадку самолетов НАТО на аэродромах Казахстана.
Все вышесказанное подтверждает, что США, НАТО продолжают усиливать свое влияние в Центральной Азии, государства которой (Казахстан, Монголия) все отчетливее демонстрируют стремление к более тесному сотрудничеству с Америкой и Североатлантическим альянсом. В этой связи, очевидно, что беспечность или ошибки в оценке возможных угроз для безопасности России с этого направления являются недопустимыми и их недооценка может стоить очень дорого.
Эксперты отмечают нынешние достаточно сильные позиции России в Монголии. Умело используя рыночный механизм цен, Россия сумела добиться, что центрально-азиатские углеводороды потекли на Запад через Россию, а не через какие-то другие альтернативные варианты транспортировки.
Сделан шаг вперед и в области безопасности. На последнем саммите ОДКБ было решено, что именно в Центральной Азии ОДКБ создаст коллективные силы быстрого развертывания из подразделений России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Но, по мнению аналитиков стратегических исследований, этого мало. Необходимо развивать сотрудничество и по другим направлениям в экономической, политической, гуманитарно-информационной областях. Одним словом, не сидеть сложа руки. Не придем мы – придут другие, ведь конкуренты России тоже не сидят сложа руки.
Текст www.inforos.ru