Сегодня, 4 ноября, граждане Соединенных Штатов Америки придут к машинам для голосования, чтобы сделать первый шаг в избрании президента страны. Шансы занять Овальный кабинет в Белом доме есть у кандидатов от двух ключевых партий страны: демократа Барака Обамы и республиканца Джона Маккейна. Несмотря на мировой финансовый кризис, который начался именно с США, Штаты по-прежнему остаются ключевым игроком в глобальной политике, поэтому за голосованием американцев следит весь мир.
Пока немногие берутся однозначно утверждать кто станет победителем избирательной гонки. Если еще месяц назад, в основном в связи с началом мирового финансового кризиса и собственно кризиса в США, безусловным фаворитом считался Барак Обама, то накануне выборов шансы выровнялись. Многие эксперты призывают американцев и тех, кто следит за происходящим в США из-за рубежа, приготовиться к очередному послевыборному пересчету голосов, как это уже дважды было в 2000-м и 2004-м годах.
Напомним, что всеобщее голосование по выборам президента в США не проводится, что и позволяет назвать 4 ноября только первым шагом на пути к избранию президента. По американскому законодательству граждане голосуют за выборщиков, поддерживающих того или иного кандидата, и уже те, собственно, определяют будущего президента.
На первый взгляд, это, безусловно, пустая формальность, анахронизм, значение которого невелико. Выборщики не артачатся и голосуют именно за того кандидата, которого они обещали поддержать. Однако в действительности двухступенчатая система выборов задает совершенно иные стандарты, чем те, которые привычны в СНГ.
Фактически, выбирают президента отдельные штаты — у каждого есть определенное количество голосов выборщиков. Так что в каждом штате «победитель получает все». Иначе говоря, как это уже было с Джорджем Бушем, достаточно победить в ключевых штатах, которые распределяют голоса наибольшего количества выборщиков, и победа у тебя в кармане. А то, что за конкурента, возможно, проголосует больше 50% населения, в данном случае роли не играет.
Именно с этой особенностью связано то, что и сегодня в США борьба идет преимущественно за голоса избирателей всего в нескольких штатах, где пока неясно, кто же там на первом месте: Обама или Маккейн. Как отметил в пятницу на круглом столе, посвященном американским выборам, в информационном агентстве «Росбалт», глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, даже тема России в избирательной кампании Обамы всплыла именно в связи с борьбой за эти штаты.
По словам эксперта, «в колеблющихся штатах велик удельный вес диаспор из стран Восточной Европы», которые достаточно негативно настроены в отношении России. В связи с этим американские политтехнологи из штаба Барака Обамы дают понять, что его резкие заявления о готовности дать отпор имперским устремлениям России, в том числе и вооруженной силой, являются вынужденной мерой. Скорее всего, эти установки после выборов будут постепенно забыты, как это бывает со многими популистскими заявлениями. А пока идет борьба за неопределившийся электорат, резкие высказывания неизбежны.
По мнению Минченко, появление Барака Обамы на политическом поле США было во многом связано с усталостью электората от борьбы кланов (в частности Бушей, Клинтонов и Кеннеди) за власть. Минченко называет эффект популярности Обамы «протестом простых американцев».
В то же время ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев на том же круглом столе отметил, что в реальности ни один из кандидатов не свободен от поддержки со стороны правящих кланов. И нынешняя команда Обамы во многом формируется из людей «клана Кеннеди» и представителей «клана Клинтон», присоединившихся к ним после выхода из борьбы за пост президента сенатора Хиллари Клинтон.
И действительно, анализ финансовой поддержки, которая оказывалась кандидатам на пост президента, показывает, что Барак Обама основные средства получал как от простых американцев, так и от крупнейших корпораций страны. Фактически, он стал консенсусным кандидатом для низших и высших слоев населения, тогда как Маккейна поддерживает наиболее консервативная часть общества — средний класс США.
Еще одним интересным моментом нынешних выборов Евгений Минченко называет тот факт, что и Барак Обама, и Джон Маккейн находятся в так называемой «зоне риска». Многие американцы уже сейчас с грустью предполагают, что «Обаму убьют как Кеннеди». Кроме того, большое количество родственников в Африке, а точнее в Кении, заставляет задаться достаточно неожиданным вопросом: «как поведут себя США если некие террористы захватят в заложники, скажем, бабушку президента Соединенных Штатов?» Что касается Джона Маккейна, то его проблема очевидна — это возраст кандидата-республиканца.
В этом контексте крайне важным становится фактор вице-президента, который будет исполнять обязанности главы государства, если с последним случится какая-нибудь «неприятность». И, как ни странно, этим могут руководствоваться и многие американские избиратели. А тут критерий отбора очевиден. Несмотря на сенсационный интерес к кандидату в вице-президенты от республиканцев Саре Пэйлин, в управленческие способности бывшей вице-мисс Аляска мало кто верит.
Совсем иное дело сенатор-демократ Джо Байден. Разумеется, как и Джон Маккейн, он уже не молод. Но в его управленческих способностях никто не сомневается. Конечно, после «голубя» Обамы, который одно время заявлял о возможности лишить любой конфликт дипломатическими средствами, Байден будет «ястребом». Да и его связь с политическими кланами США вполне очевидна.
Но, когда придется выбирать между ним Сарой Пэйлин, выбор американцев будет очевиден. И не исключено, что этот фактор сыграет не последнюю роль на предстоящих выборах. Но последнее слово все же останется за неопределившимися избирателями.
Иван ЯРЦЕВ
Текст www.respublika-kz.info