В России в очередной раз готовится революция, причем ее идейным вождем выступаем сам российский президент Дмитрий Медведев. К такому выводу пришел известный экономист, директор института проблем глобализации Михаил Делягин, внимательно ознакомившись с посланием главы РФ Федеральному собранию.
О первом послании Дмитрия Медведева, адресованному российскому обществу, в России немало дискутируют. Мнения как обычно полярные. Одни уверены, что новации, предложенные президентом, — исключительное благо для российского государства. Другие увидели в нем тенденции к закручиванию гаек, игру мускулами, провал надежд на либерализацию и так далее. Отличная от всех точка зрения на послание оказалась у экономиста Михаила Делягина, которую он озвучил перед средствами массовой информации на пресс-конференции в Москве.
Вся сила — «Единой России»
Экономист сразу взял быка за рога. Тема, предложенная журналистам для обсуждения, была сформулирована без экивоков: «Революция Медведева: политические ответы на экономические вопросы». Но что же столь значимого сказал президент России, что эксперт заподозрил его в революционных настроениях?
Михаил Делягин считает, что послание содержит как минимум два принципиальных момента, в корне меняющих расклад политических сил в России:
- Послание Федеральному собранию носит революционный характер. В нем два главных момента: правительство — под контроль Госдумы, а губернаторов — под контроль президента.
Почему вдруг речь зашла о губернаторах? При нынешней системе назначения глав регионов они фактически назначаются полномочными представителями президента в регионе (есть такая должность в чиновничьей иерархии России, и полпреды выносят свое представление будущей кандидатуры на пост губернатора президенту, он эту кандидатуру выносит на утверждение в Законодательное собрание региона, где формально и завершается процедура назначения — ред.). Но полпреды в нынешней российской действительности подчиняются премьеру.
Вот эту ситуацию и решил, видимо, подкорректировать Дмитрий Медведев, предложив наделить партию власти впервые в истории нынешней России властным ресурсом. А именно — по инициативе Дмитрия Анатольевича правительство должно быть подотчетно Государственной думе РФ, более того, депутаты наделяются правом задавать вопросы премьеру и правительству, причем они в обязательном порядке должны будут на них отвечать. Спросите, кто представляет большинство в российском парламенте? Правильно — «Единая Россия», которая подчиняется администрации президента. Круг замкнулся.
Таким образом, решая тактическую задачу, Медведев заложил основы стратегического изменения, потому что «Единая Россия», получив властный ресурс, институционально закрепленный, станет существенно меньше нуждаться даже в свадебном генерале, который, не являясь членом партии, является ее лидером. А идея сделать из партии, принадлежащей власти, партию, которой будет принадлежать власть, очень популярна внутри «Единой России».
По мнению Михаила Делягина, если все намеченное президентом в плане партстроительства осуществится, удержать «Единую Россию» в подчиненном положении будет трудно.
- Медведев пытается изменить глубокие основы царской республики. Он, борясь за власть, ее изменит, если получится, четко определив свое желание продвинуться к парламентской республике. Это будет настоящая революция, если осуществится. И если не осуществится, то это тоже будет революция, которая отныне постоянно станет присутствовать в подсознании общества, она превратится в некоторую угрозу, которая всегда будет висеть, как Дамоклов меч, над премьером Путиным и любым другим, пожелавшим стать на его место, — утверждает Михаил Делягин.
Раскол во властном тандеме?
Знал ли Владимир Путин о предложениях Дмитрия Медведева? Во время трансляции послания президента Федеральному собранию было очень заметно, что происходит нечто незнакомое ВВП.
Лицо бывшего российского главы государства имело выражение, доселе неизвестное общественности. Путина видели разным — сердитым и даже злым, открытым, улыбающимся и даже иногда смущенным. Но вот подобного лица — каменного и отчужденного, не выражающего буквально ничего, наблюдать еще не доводилось. Мы можем, конечно, ошибаться, но осталось стойкое ощущение: о том, что в России готовится революция и соответственно смещение центров власти (назвать иначе то, что произойдет в случае воплощения послания в жизнь, трудно), премьер-министр не знал.
Кстати говоря, есть еще моменты в послании, которые четко указывают на тенденцию к смещению центров власти. Например, о возможном сокращении бюрократии в регионах. Да, многие эксперты сказали, что это шаг к федерализму. Но он может быть использован и против Путина, так как в любом случае будет означать сокращение влияния контролируемого им правительства в регионах через сокращение как раз той части бюрократии, которая работает с ним непосредственно.
Все эти моменты в послании уже породили вопрос, который пока никто не смог задать непосредственно власти: а не последуют ли вслед за желанием Медведева подчинить правительство и премьера парламенту разногласия во властном тандеме, возможно, даже публичные? Вообще сложно себе представить Путина «на ковре» у депутатов. Да, собственно, Дмитрий Медведев, наверное, и сам в это не верит. Его главная задача сейчас — это усиление собственной власти посредством политической реформы, которая в итоге, если ей дадут завершиться, приведет к парламентской республике.
Этого не может быть! — воскликнет внимательный читатель и будет прав. Парламентская республика не предполагает сильной власти президента. Но в том и фишка задуманной Медведевым реформы. Отвечая на наш вопрос: «Зачем президенту парламентская республика?», Михаил Делягин сказал, что революционность идей в том, что наметился переход от царской, то есть президентской республики, к республике парламентской.
- Впервые политической партии собрались передать конкретные властные полномочия. Под властным ресурсом подразумевается право Госдумы требовать отчета от правительства и ответов на конкретные вопросы депутатов и, по сути дела, полномочия правящей партии в регионах назначать губернаторов. Но парламентская республика Медведеву не нужна, ему важно, чтобы ему подчинялись губернаторы. Именно поэтому их назначение он намерен отдать под контроль партии, которая полностью контролируется администрацией президента. Что будет потом, неизвестно. Дойдет ли Россия до парламентской республики или нет — время покажет. Сейчас Дмитрию Медведеву важно обеспечить свою власть, чтобы губернаторы начали его воспринимать как руководителя, — сказал Михаил Делягин.
То есть, при всей революционности новаций политическая реформа в России, если ей позволят случиться, будет способствовать усилению не премьер-министра, а власти президента. Такой вот парадокс. Российский.
В финансах России — тромб
Кстати, в программном послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев отдельно остановился на задаче устранить «финансовые тромбы» на пути бюджетных денег в реальную экономику. Речь идет о том, что государство выделило огромные финансовые ресурсы на поддержание экономики, но они туда пока не пришли.
Вообще понятие «финансовый тромб» возникло еще в 90-х годах, потом его вспоминали в 98-м, когда ситуации были схожими: деньги государство выделяло, а они не доходили до реального сектора, уходя на валютный рынок. Нынче все повторяется, что вызывает праведный гнев Кремля.
Возникает вполне закономерный вопрос, почему властям не удалось за тот довольно большой промежуток времени, что был между кризисом 98-го года и нынешним, создать эффективную систему контроля за расходованием бюджетных средств, механизмов закачки госденег в реальный сектор?
- Это была задача Владимира Путина, и он с ней не справился. Почему — вопрос почти риторический, — говорит Михаил Делягин, — но финансовый тромб, если его не ликвидировать, убьет все антикризисные меры, предпринимаемые властями.
Ситуация в России чем-то напоминает 1992 год, когда из-за гайдаровской «шоковой терапии» цены выросли в десятки раз, а нормально работавшие предприятия вдруг остались без денег для взаимных расчетов, в результате чего производство сократилось в разы. Экономист Делягин напоминает: во второй половине 1992 года Центробанк также вливал в экономику деньги, надеясь поддержать реальный сектор, охваченный неплатежами, но они уходили на спекулятивный валютный рынок, а неплатежи нарастали. И с тех пор ничего не изменилось — трубу, по которой деньги должны вливаться в реальный сектор, так никто и не залатал.
Новые порядки — уже в новом году
Уже 11 ноября стало известно о том, что поправки, предложенные Дмитрием Медведевым в послании к парламенту, будут приняты до конца года. Об этом рассказали лидеры парламентских партий после закрытой встречи с президентом, сообщила «Газета.ru». Часть поправок напишут сами депутаты, изменения в Конституцию будут внесены президентом.
В этой встрече с Медведевым приняли участие по два представителя от каждой партии. В том числе, спикер Госдумы Борис Грызлов, лидер «Справедливой России» и спикер СФ Сергей Миронов, глава ЛДПР Владимир Жириновский, вождь КПРФ Геннадий Зюганов и... первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков.
Напомним, что Медведев в послании предложил увеличить срок полномочий президента и Госдумы — до 6 и 5 лет соответственно, а также обязать правительство отчитываться в своей деятельности перед парламентом. Для этого будут внесены поправки в три статьи Конституции: 81 (п. 1 в части увеличения срока президента), 96 (п. 1 в части увеличения срока Госдумы) и 103 (описывает предмет ведения парламента).
Поправки проводятся через федеральные конституционные законы, требующие квалифицированного большинства голосов в Госдуме. Также изменения должны быть одобрены собраниями не менее двумя третями субъектов.
Евгения МАЖИТОВА
Текст www.respublika-kz.info