«Популярная механика» продолжает публиковать различные взгляды на современные военные доктрины. В сентябрьском номере вы имели возможность прочитать, что думают по этому поводу китайские стратеги. Сейчас пришла очередь американцев рассказать о себе.
Из-за тумана, пропитанного дизельным топливом, цвет луча моего фонарика становится жутковато-синим. Я погружаюсь в стальную пещеру. Не доходя несколько ступенек до дна, я останавливаюсь, чтобы глаза привыкли к темноте. По мере того как призрачные тени обретают форму, я понимаю, что оказался на огромной парковке, набитой бронированными машинами пехоты. Через несколько часов сотни американских морских пехотинцев поведут эти машины на дело – им предстоит высадка на берег. Боевая мощь в их руках значительно превысит силы, которые генерал Ли привел под Геттисбург. А если вспомнить о бомбах и ракетах, установленных на самолетах «Харриер», которых я сейчас не вижу, то станет ясно: эти силы могут сокрушить большую часть армий на Земле. Но уникальность этой военной базы не в размерах или силе вооружений, а в ее местоположении. Периодическое покачивание напоминает мне, что я не на суше. Я в море, в тысячах километров от американской территории. Журнал Popular Mechanics пригласили на борт авианосца «Эссекс», чтобы сопровождать морскую пехоту, подразделения которой собираются захватить Гавайи.
Когда где-то в мире возникают неприятности, говорят, что президенты спрашивают: «А где там наши авианосцы?» По палубе авианосца струится пар от катапульт, которые запускают набитые бомбами самолеты. Эта картина производит неизгладимое впечатление. И хотя именно авианосные ударные группировки – жемчужины американского ВМФ, часто бомбардировки и обстрелы с самолетов не решают локальную проблему и не могут донести точку зрения Дяди Сэма до аборигенов. Поэтому за авианосцами следуют менее примечательные корабли. Главные среди них – «Эссекс» и его штурмовые корабли сопровождения. Их функция – грубо говоря, «доставить американские ботинки до чужой земли». «Эссекс» – это корабль класса LHD (landing, helicopter and dock; по русской классификации, УДК – универсальный десантный корабль). Именно эти три качества и отличают «Эссекс» от других кораблей и делают его, вместе с родственниками, таким важным военным активом. Он меньше обычных авианосцев. Но достаточен для взлета и посадки самолетов с вертикальным взлетом «Харриер» и вертолетов. УДК представляют собой временный дом, транспорт и, если понадобится, госпиталь для экспедиционного корпуса морской пехоты численностью две тысячи человек. Лучше всего такой корпус можно описать выражением «армия в коробочке». Корпус состоит в основном из совсем молодых призывников и офицеров, которым лет по двадцать-тридцать. Соединение самодостаточно. При высадке вблизи базы ВМФ на острове Каури все необходимое для ведения войны они принесут с собой – от пушек и снарядов до палаток походной кухни и врачей. Именно желание Америки поддерживать огромные военные активы (включая восемь экспедиционных корпусов морской пехоты, десять боевых авианосных группировок и около 85 самолетов «Стелс») частично объясняет то положение, в котором она оказалась. За годы, прошедшие после падения «железного занавеса», вооруженные силы бывших врагов Америки – стран советского блока – неизменно сокращались, дойдя практически до полного исчезновения. А американское Министерство обороны, напротив, активно развивало высокотехнологичные вооружения. И Вооруженные силы США приняли участие в двух главных военных конфликтах – Первой и Второй войнах в Заливе. Там, в реальных боях, они проверили новoе вооружениe и отработали новую тактику ведения войны. В результате США больше не являются сверхдержавой. Они поднялись на неслыханный доселе уровень мега-державы.
Гигантское предприятие
Несмотря на то, что у Пентагона меньше военных баз и меньше численность личного состава, чем во времена «холодной войны», США обладают огромной инфраструктурой вооруженных сил. По данным Министерства обороны, к которому относятся армия, ВМФ, ВВС и морская пехота, в их собственности или аренде находятся 600 тыс. зданий в шести тысячах мест в 146 странах.
Фонд заработной платы у них тоже грандиозный. По сведениям Министерства обороны, на службе состоят 1,4 млн мужчин и женщин. В большинстве мест люди в форме трудятся рядом с гражданскими лицами, наемными работниками, численностью около 650 тыс. Вместе это примерно столько же народу, сколько работает на компании WalMart, General Motors и Ford, вместе взятые. И это только костяк. Еще 1,2 млн национальных гвардейцев и резервистов. Еще мы не учли миллионы работников, нанятых примерно дюжиной главных военных подрядчиков, сотнями субподрядчиков и тысячами изготовителей оборудования и консультантов. Некоторые экономисты считают, что поток денег, направляемый в Минобороны так широк и так глубок, что благополучие Америки конца XX века целиком и полностью основано на «экономике постоянной войны».
Сила мобильности
Голые цифры редко дают объективное представление. Особенно это верно, когда разговор заходит о численности личного состава. Например, у Китая армия составляет 2,5 млн против американских 1,4 млн. Некоторые аналитики и журналисты делают из этого неверный вывод о том, что китайская армия когда-нибудь может стать серьезным противником для американской военной мощи. Это полная чушь. Представление о том, что размер армии как-то свидетельствует о ее мощи, устарело, еще когда легионы Цезаря создали Римскую империю. Вооружение и тактика – вот что главное. Храбрые, хорошо экипированные и хорошо обученные бойцы – вот сердце любой армии, это вне всяких сомнений. Исход любой битвы, однако, зависит от скорости. Сегодня это означает следующее: как далеко и как быстро страна может развернуть свои войска. И здесь США – неоспоримый лидер. Взгляд на реальные возможности огромной китайской армии объясняет, почему сравнение ее с армией США бессмысленно.
Время от времени, обычно перед выборами, коммунистическое правительство Китая угрожает захватить Тайвань, который они считают своей провинцией, незаконно отколовшейся от страны. Но несмотря на размер и близость китайской армии мировые инвестиции спокойно идут в капиталистический Тайвань. Происходит это потому, что умные инвесторы понимают, что у Китая нет возможности переместить даже малую часть своей гигантской армии через 150-километровый Тайваньский пролив. А вот американцы в преддверии Второй войны в Заливе, напротив, запросто переместили за несколько недель более 100 тыс. человек и оборудование для них. Причем никаких помех коммерческому воздушному и морскому движению создано не было.
В будущем Минобороны хочет разворачивать войска еще быстрее. Текущая программа военной реформы ставит своей целью перемещать ударные бригады в горячие точки за считаные часы. На смену гусеничным танкам в таких бригадах придут колесные, а вертолеты и легкие транспортные самолеты заменят летательные аппараты с поворотными винтами, основанные на разработке «V22 Osprey». Они смогут доставлять морскую пехоту в зону боевых действий и не нуждаются в посадочных площадках на берегу.
Представление о том, что Россия когда-нибудь сможет составить конкуренцию американским ВВС в воздухе, основано на прошлых заслугах русских, но никак не на нынешнем положении дел. В течение всей «холодной войны» и после нее Конструкторское бюро Сухого поражало мир высококлассными самолетами вроде С-37 «Беркут». Но несмотря на прошлые достижения у Советов никогда не хватало инженерных возможностей для постройки самолетов класса «Стелс». Эта слабость особенно показательна в свете рассекреченных в конце «холодной войны» документов. Из них следовало, что идея отклонения и поглощения сигналов радара принадлежит советским ученым. Но у СССР не было мощных компьютеров, чтобы обсчитать теорию и вычислить форму планера.
Сегодня в России нет мощной микроэлектронной и программной индустрии, что сильно тормозит развитие русских самолетов. Американский истребитель F-22 и штурмовик F-35 – оба в большей степени летающие суперкомпьютеры, нежели самолеты. А ведь именно они будут основой ударных сил ВВС США первой половины XXI века. Разработчики рассказали нам, что аэродинамические характеристики обоих самолетов по природе своей нестабильны и летать на них можно только при помощи управляющих компьютеров, которые постоянно подстраивают управляющие поверхности.
Именно неспособность прозрачно интегрировать микроэлектронику в состав боевых машин и послужила причиной неспособности России создать самолет следующего поколения. По мнению специалистов, Россия уже проиграла в гонке по созданию сложных беспилотных боевых самолетов, которые обязательно придут на смену пилотируемой боевой авиации.
Утверждение, что Америка стала мегадержавой только потому, что Советский Союз развалился, а Китай бесконечно отстал, очень далеко от истины. Ключ к успеху Америки, по мнению Национального университета обороны, лежит в области 24 программ по созданию новых вооружений. Все это развивалось во времена правления президента Клинтона. Прогресс питает прогресс. Даже союзники США по НАТО, реши они потягаться с американской военной мощью, сначала были бы вынуждены сравняться по уровню развития компьютерных наук, микроэлектроники и нанотехнологической отрасли. К тому времени, как они бы справились, американские технологии бы совершили очередной прыжок вперед. Но не стоит забывать, что у мира есть привычка быстро и непредсказуемо меняться. С началом XXI века Америка стала единственной на Земле мегадержавой. Но ровно один век назад это место занимала Англия, над чьей империей Солнце никогда не заходило и чьи боевые корабли были самыми грозными на Земле.
Джим Уилсон
P.S. За державу обидно!
Popular Mechanics по поводу американской военной технологии вполне понятен. Однако, как нам кажется, российскую военную авиацию слишком рано списывать «на свалку истории».
Самолет F-22 действительно формально относится к следующему, пятому поколению. В распоряжении России в данный момент находятся самолеты так называемого поколения «4+» (МиГ-31БМ, Су-35(37), Су-30МК). К поколению 5 можно отнести перспективный (в том числе, малозаметный) самолет МиГ МФИ (находится в процессе разработки). Однако сами цифры поколений не дают никакого преимущества. Многие решения, впервые примененные в конструкции самолета F-22, уже давно работают в российских истребителях. Например, фазированной антенной решеткой (ФАР) радиолокатора с полностью электронным сканированием оснащен МиГ-31(БМ), двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ) оснащены Су-35(37) и Су-30МК. Вооружение может быть намного мощнее: МиГ-31БМ, например, может быть вооружен ракетами Р37С с дальностью поражения 280 км! F-22, за счет расположения вооружения во внутренних отсеках (требования малозаметности), несет гораздо менее «дальнобойные» AIM-120A (дальность поражения – 120 км).
Кроме того, несколько самолетов МиГ-31БМ могут образовывать «кластеры» на расстоянии до 200 км: радиолокационная подсветка и сопровождение цели осуществляются радиолокатором соседа, при этом самолет, выпустивший ракету, остается невидимым.
Как и многие другие современные истребители, самолеты семейства «Су», Су-35(37), Су-30МК, да и прародитель Су-27, изначально проектировались как статически неустойчивые. Это позволяет достигать так называемой «сверхманевренности», особенно на малых скоростях. По этому показателю нашим истребителям нет равных в мире. Конечно, у F-22 есть преимущество в малозаметности, однако в ближнем воздушном бою роль будут играть не только малозаметность, но и аэродинамические качества самолетов (в первую очередь маневренность на дозвуковых скоростях), и российские самолеты имеют отличные шансы постоять за себя. Реальный воздушный бой содержит очень много факторов (в том числе и человеческий), и преимущества того или иного самолета в технических характеристиках и цифре поколения – лишь один из них. Поэтому специалисты не берутся однозначно оценить результаты противостояния самолета пятого поколения F-22 и, скажем, самолетов поколения 4+ МиГ-31БМ, Су-35 или Су-30МК.
Текст и фото www.popmech.ru