© 2026 Neonomad

Между Востоком и Западом

Через год с небольшим Республика Казахстан должна занять пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Центральноазиатскому государству выпал поистине исторический шанс, но вместе с тем на него ложится и колоссальный груз международной ответственности. Привычный миропорядок меняется на глазах, соответственно появляются новые вызовы, на которые Казахстану придется отвечать, в том числе и в качестве лидера крупнейшей организации по региональной безопасности.

Ответы на вопрос, с чем Астана может столкнуться во время своего председательства в ОБСЕ, искали на международной научно-практической конференции под названием «ОБСЕ и вызовы региональной безопасности». Она состоялась 18 ноября 2008 года в КазНУ им. Аль-Фараби при поддержке Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК и Центра ОБСЕ в Астане. Участники согласились с тем, что в ближайшее время особую актуальность приобретут не только имеющиеся «замороженные» и явные конфликты, но и те военно-политические, социально-экономические и экологические проблемы, которые гипотетически могут возникнуть как перед Центрально-Азиатским регионом, так и государствами – участниками ОБСЕ и их партнерами.

Для того чтобы увидеть масштаб возможного круга вопросов, нужно понять, что сегодня представляет собой ОБСЕ. Эта организация является крупнейшим региональным политическим объединением, в состав которого входит 56 стран Европы, Северной Америки, Закавказья и Центральной Азии. А если учесть, что ряд государств Ближнего Востока и Тихого океана поддерживают особые отношения с ОБСЕ и называются «партнерами по сотрудничеству», то по географическому охвату организация уступает только ООН. К примеру, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко и Тунис имеют статус средиземноморских партнеров ОБСЕ. Статусом азиатских партнеров по сотрудничеству обладают Афганистан, Монголия, Республика Корея, Таиланд и Япония.

Членами ОБСЕ являются четыре из пяти официальных ядерных держав – Великобритания, США, Россия и Франция. В нее полностью или частично входят государства – члены таких международных и военно-политических организаций, как Европейский союз, НАТО, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, СВМДА, ШОС и другие. ОБСЕ объединяет большинство крупнейших экономик мира и финансовых центров.

Таким образом, с точки зрения геополитики и геоэкономики ОБСЕ по праву считается очень влиятельным элементом международной политики. Но в то же время сама организация, в силу внутренних противоречий, переживает один из сложных периодов в своей истории. Прежде всего речь идет о столкновении двух идейных направлений, в основе которых лежит отличное друг от друга понимание дальнейшего развития ОБСЕ. Представители так называемого «либерального направления», рассматривают региональную структуру прежде всего как важнейший инструмент продвижения на Восток западных либеральных ценностей, свобод и демократических реформ.

Сторонники прагматических взглядов считают ОБСЕ своего рода рычагом по усилению безопасности в Евразии и вовлечения Центральной Азии в орбиту Запада. Вопросы долгосрочной либерализации региона волнуют их немного меньше, чем необходимость совместной борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и наркобизнесом.

Есть и те, кто полагает, что ОБСЕ нужно искать компромисс между двумя подходами. В непростых нынешних условиях на мировой арене организация должна существовать как площадка, где могут разговаривать на равных и договариваться страны с разными культурами и политическими системами. Она фактически остается единственным местом, где возможен полноценный диалог Европы с Азией. Данное обстоятельство существенно повышает ответственность Казахстана в роли председателя ОБСЕ. Впервые евразийское государство в культурном, цивилизационном, географическом смысле слова становится лидером крупнейшей структуры по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Большинство выступавших на конференции докладчиков считает, что Казахстану придется встретиться лицом к лицу со многими трудностями. Республика вступает в председательство в то время, когда наряду с традиционными угрозами и факторами дестабилизации появляются все новые и новые. Недавний конфликт на Кавказе, который по своим последствиям имеет долгосрочный характер и прямым образом сказывается на безопасности евразийского пространства, является живым тому подтверждением. В связи с этим на повестке дня вновь становится актуальным вопрос об усилении миротворческой деятельности ОБСЕ, как механизма по предотвращению и урегулированию локальных конфликтов.

В условиях похолодания отношений Вашингтона и Москвы ОБСЕ вынуждена будет уделять особое внимание проблеме строительства американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе и ответных действий со стороны России и ее союзников. Неясной остается судьба Договора о вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), в котором россияне приостановили свое участие. Поскольку Казахстан является участником договора, он мог бы, как считает главный научный сотрудник КИСИ доктор политических наук Мурат Лаумулин, «внести свою лепту в размораживание договора и обеспечение прогресса в этом направлении».

Что касается экономики, то западные государства будут испытывать давление растущих экономик Китая и Индии. В условиях глобального кризиса ликвидности Пекин уже фактически поддерживает на плаву экономику США, вкладывая излишек финансов в американские государственные облигации. Китай, к слову отметить, в последнее время объявил о возможности кредитования крупных российских предприятий добывающей отрасли, что заметно усиливает его позиции в регионе. Превращение КНР в один из влиятельных финансовых центров мира позволяет говорить о том, что роль этой страны в обеспечении глобальной финансово-экономической безопасности будет только возрастать.

Чтобы снизить уровень растущих противоречий между Западом и Китаем, Казахстану необходимо в будущем усилить координацию различных мировых финансовых институтов – Международного валютного фонда, Европейского и Азиатского банков развития, для эффективного сотрудничества и успешного решения проблем.

По мнению Мурата Лаумулина, в предстоящие годы актуальной будет проблема энергетической безопасности Европы. Надо отметить, что она играет роль станового хребта в ОБСЕ, поскольку энергетические проекты, запущенные еще в 1970-х годах, когда началось оформление региональной Организации по безопасности и сотрудничеству, являлись связующим звеном между Западом и Востоком. И сегодня их роль возрастает. Европейские государства пытаются диверсифицировать свои источники получения углеводородного сырья, в частности газа, и не зависеть в этом вопросе от той или иной страны.

Одной из важных проблем на ближайшую перспективу остается и обеспечение продовольственной безопасности. Здесь важную роль сыграют не только благоприятные природные условия и имеющиеся в стране водные и земельные ресурсы. У Казахстана появляется возможность усилить эффективное и плодотворное сотрудничество со странами Европейского союза в области продовольственной безопасности, поскольку государству понадобятся западные инвестиции, новейшие научные технологии и инновации.

В связи с этим Казахстан в роли председателя ОБСЕ должен акцентировать внимание на решении проблем окружающей среды. Декан факультета международных отношений КазНУ им. Аль-Фараби Куралай Байзакова уверена, что «экологическая безопасность по своему содержанию выше других измерений, поскольку это общемировая проблема». До последнего времени деятельности ОБСЕ в области решения проблем экологии не уделялось должного внимания, однако сейчас необходимо международное сотрудничество, чтобы не допускать споров и конфликтов вокруг земли и воды. Решение экологических проблем имеет особое значение и в условиях экономического роста.

По словам г-жи Байзаковой, «каждое государство имеет свою концепцию решения экологических проблем, но необходимо налаживать международное сотрудничество, чтобы их решение было более эффективным. Трудности заключаются в том, чтобы включить региональные проблемы в рамки приоритетных задач ОБСЕ».

Пока же насущные региональные проблемы, в том числе и экологические, все же эффективнее решать с использованием местных структур. По мнению профессора Мары Губайдуллиной, «Центральная Азия все еще остается далекой для Вены, и наши затруднения не всегда понятны ОБСЕ, поэтому Казахстан должен предложить организации такую модель взаимоотношений, при которой локальные проблемы решались бы на субрегиональном уровне. Нужно увеличить роль СВМДА, которое нам гораздо ближе».

Профессор Клара Макашева призвала рассматривать ОБСЕ как инструмент вовлечения Казахстана в геополитическое и геоэкономическое общемировое пространство, но при этом предложила использовать председательство для «усиления сотрудничества Центральной Азии с ОБСЕ в решении внутрирегиональных экономических проблем». Важным фактором становится повышение инвестиционной привлекательности региона для экономических партнеров ОБСЕ.

В целом, прогнозируют ученые, ОБСЕ в период казахстанского председательства не ждет резкая смена приоритетов. На первый план выйдут экономика, транспортные коммуникации и транзитный потенциал Центральной Азии. Развитие и углубление регионального сотрудничества необходимо для воплощения в жизнь инициатив казахстанского руководства в сфере транспорта и коммуникаций. Казахстан сегодня в большей степени заинтересован в открытых, безопасных транспортно-коммуникационных связях на евразийском пространстве для стран, не имеющих выхода к морю, и будет поддерживать усилия в этом направлении как в рамках ОБСЕ, так и в более широком контексте.

При этом не потеряют своей важности для западных партнеров ОБСЕ и государств Центральной Азии энергетический и военно-политический аспекты безопасности. Как отметил в своем выступлении президент Центра военно-стратегических исследований Сергей Федосеев, «хотя мир меняет свой облик, а новый век принес новые угрозы, в последнее время мы стали свидетелями того, что государства все также прибегают к силовым методам в решении межгосударственных и внутренних проблем, что нашло свое отражение в недавнем конфликте на Кавказе». Он уверен, что подобная политика может расшатать мировые принципы безопасности и в этих условиях «на уникальную по своему географическому охвату диалоговую площадку ОБСЕ Казахстан возлагает особые надежды».

Приглашение в ОБСЕ, считает г-н Федосеев, «можно воспринимать как шаг, направленный на формирование новой архитектуры евразийской безопасности». Аргументы понятны. В данный момент уже сложно говорить лишь о европейской безопасности, как это было тридцать–сорок лет назад. Сегодня мы наблюдаем растущее влияние европейских и азиатских политических центров. Последнее расширение Европейского союза сблизило Европу и Центральную Азию географически, а долгосрочная «Центрально-Азиатская Стратегия Европейского союза» – геополитически.

Соседство с неспокойным Афганистаном и расположенными за ним перенаселенными азиатскими государствами превратило Центральную Азию в своеобразный форпост Европы. Причем еще в начале 1990-х годов европейцами это не воспринималось так серьезно. Например, Запад не рассматривал в качестве стратегической угрозы для себя гражданскую войну в Таджикистане, конфликтный потенциал которой был достаточно высок. Если в те годы ОБСЕ фактически могла не обращать внимания на войну в Таджикистане, то после начала в 2001 году антитеррористической кампании США и появления военных баз НАТО в Центрально-Азиатском регионе афганская проблематика, включающая в себя международный терроризм и наркопроизводство, а также политическая стабильность государств Центральной Азии становятся неотъемлемым и ключевым элементом общей европейской безопасности.

У Казахстана есть шанс сделать ОБСЕ сильной и эффективной организацией перед лицом растущего количества и изменения качества вызовов и угроз на евразийском пространстве. Согласно докладу С. Федосеева «председательство республики в организации может стать стратегическим шагом в становлении новой евразийской геополитической архитектуры».

Астана, надо признать, уже заметно усилила афганское направление своей внешней политики. Казахстанские специалисты обучают представителей пограничной службы Афганистана и других силовых ведомств страны борьбе с контрабандой наркотиков. По словам Акмарал Арыстанбековой – посла по особым поручениям МИД РК, правительство рассматривает новый план финансовой помощи Кабулу. Согласно предыдущему, рассчитанному на 2007–2008 годы, на восстановление Афганистана было выделено около 3 млн. долл.

Многие участники конференции были согласны с тем, что одним из приоритетов казахстанского председательства будет реализация в жизнь пунктов недавно озвученной главой государства Нурсултаном Назарбаевым программы «Путь в Европу». Она предусматривает всестороннее сотрудничество Казахстана с европейскими государствами, в том числе в сфере обмена технологиями и совершенствования законодательства. Казахстану следует содействовать межкультурным и межконфессиональным связям, и тем самым укреплять значение ОБСЕ как моста между Западом и Востоком в диалоге цивилизаций, последовательным сторонником которого является наша страна. Подобный диалог вполне может стать дополнительным объединяющим фактором для стран атлантической, европейской и азиатской зон ответственности ОБСЕ.

Практически все докладчики были уверены, что для решения общих проблем, которые принимают форму не только региональной, но и глобальной угрозы, для Европы представляет важность углубление и развитие сотрудничества ОБСЕ с такими структурами, как Шанхайская организация сотрудничества, Организация договора о коллективной безопасности, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Как подчеркнула г-жа Арыстанбекова, «Казахстан в роли председателя ОБСЕ должен уделять развитию всех трех «измерений» ОБСЕ (военно-политическое, экономическое и экологическое, человеческое), составляющих основу концепции «всеобъемлющей безопасности» организации, без умаления роли и значения ни одного из направлений».

Между тем понятно, что предоставление поста председателя ОБСЕ Казахстану, поддержанное многими европейскими странами, было не случайным. Впервые страна, географически расположенная в Азии и входившая в Советский Союз, возглавит ОБСЕ. Это знаменательное событие не только для Казахстана, но и Организации по безопасности и сотрудничеству. По сути, данное обстоятельство подтверждает, что Центральная Азия перестала быть периферийной зоной мировой политики. Любые процессы в регионе напрямую влияют на ситуацию на всем Евразийском континенте. ОБСЕ, созданная как инструмент разрядки, должна оставаться эффективной структурой по поддержанию безопасности. И Казахстану, вынужденному действовать в сложной обстановке, придется сделать все необходимое, чтобы воплотить эту идею в реальность.

Председатель ОБСЕ во многом не волен самостоятельно предлагать и разрабатывать повестку дня. Его основная задача заключается в роли координатора, посредника, сводящего к единому знаменателю все разнополярные мнения различных государств по тем или иным актуальным вопросам международной политики. И в этом смысле Казахстан, расположенный в сердце Евразии, ориентирующийся на Европу, но не забывающий о своей азиатской специфике, почти идеально подходит на роль посредника между западным миром и восточным.

Евгений Пастухов

Текст www.continent.kz

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости