© 2026 Neonomad

Выход из кризиса по-азиатски

Пока мировой финансовый кризис шагает по планете, в самых разных странах думают-гадают о том, как из него выбраться и как преодолеть трудные времена с наименьшими потерями. В Америке пытаются добиться, прежде всего, восстановления доверия к местным финансовым рынкам и вновь "перезапустить" производство - а тогда, вроде бы, все быстро должно наладиться.

Преодолеть финансовые катаклизмы можно не денежными заначками, а мудростью и трудолюбием

В единой и повально интегрированной Европе решили держаться вместе, и таким образом и помочь "братьям меньшим" из той же Прибалтики, Исландии или Венгрии, и свести к минимуму потери от "слабого" американского доллара и непредсказуемого американского рынка.

А вот в России и Казахстане - другая проблема: здесь все исподволь было завязано на высоких мировых ценах на нефть, и теперь, когда они резко упали, выживаемость экономик обеих государств держится только на тех самых золоторезервных "заначках", которые все это время вроде бы копились в неведомых "закромах Родины".

Азия мыслит иначе

А что же делается в эти трудные времена на самом населенном и экономически бурно развивающемся азиатском континенте?

Так сложилось, что жители Азии думают, будто они уникальны и непохожи ни на кого другого на планете. Причины тому вполне понятны: здесь живет большинство ее населения (только на Китай и Индию приходится почти треть всех живущих землян). В Азии расположены как самые развитые и экономически мощные государства (Япония, Южная Корея, страны АСЕАН), так и наиболее отсталые (Северная Корея, Непал, Шри-Ланка).

Между тем, как только стало ясно, что кризисные явления, охватившие США, постепенно перекидываются и на азиатский континент, каждое из правительств его ведущих государств стало проводить политику выживания в трудных условиях, ориентируясь, прежде всего, на собственные ресурсы и возможности. Но одновременно и не отказываясь от возможностей для сотрудничества, которые предоставляли уже существующие международные структуры.

Так, Япония и Китай отвергли предложения о реформировании Всемирного Банка, МВФ и других международных финансовых механизмов. Они предложили никуда не спешить, спокойно проанализировать сложившуюся ситуацию и там, где это необходимо, выделить свободные денежные ресурсы для стабилизации финансовых рынков. К примеру, на саммите "большой двадцатки", который состоялся в середине ноября в Вашингтоне, только Япония предложила выделить 100 млрд. долларов для помощи финансовым структурам азиатских стран (ни одно другое государство в "большой международный денежный котел" своих средств так и не выделило).

Также при всех имеющихся разногласиях между ними Япония, Китай и Индия планируют координировать свои планы по экономическому развитию, обсуждать цены на энергоносители, плюс добиваться, чтобы на ближайшую перспективу именно американский доллар, а не какая-то альтернативная валюта (в том числе и некая чисто всеконтинентальная азиатская), оставался резервным средством платежа в международной торговле.

Рассматривая рынок Соединенных Штатов как один из своих важнейших (для Японии это, прежде всего, автомобильный рынок, а для Китая - товаров ширпортеба), ведущие азиатские страны готовы содействовать новой администрации Белого Дома в скорейшем оздоровлении финансового сектора, росту покупательского спроса населения США и намерены поддержать Америку в виде новых валютных вливаний как в свои региональные экономические схемы, так и в те, что будут осуществляться совместно с американским капиталом.

Рецепты для Центральной Азии

Очевидно, что каким-то своим путем придется выходить из нынешнего кризиса странам Центральной Азии - даже при том, что все они по-разному интегрированы в региональные финансовые механизмы, располагают неравными возможностями с точки зрения наличия у них природных ресурсов и рабочей силы, а также свободных денежных средств, с помощью которых можно было бы снивелировать последствия экономического и финансового спада.

Пока в этом регионе превалируют две линии поведения. Казахстан и Россия пытаются смягчить последствия кризиса как за счет накопленных валютных "нефтерезервов", так и за счет усиления кооперации с рамках СНГ (по крайней мере, с теми республиками, которые к тому выражают хотя бы элементарное желание). Получается пока это, прямо скажем, не очень - и по самым разным причинам. Что касается собственных резервов, то они достаточно быстро тают, и, как оказалось, и Россия, и Казахстан слишком сильно в разгар нефтяной эйфории "прислонились" к американским финансовым рынкам.

В рамках же СНГ любое сотрудничество в последнее время идет с большим скрипом, и даже при наличии доброй воли одного-двух лидеров пассивность других и их нежелание что-либо кому-либо отдавать под "централизованный надзор" (как в случае с таможенным союзом, формируемым Москвой, Астаной и Минском) обрекают любые разумные, на первый взгляд, инициативы на полный провал.

Другим центральноазиатским государствам при кризисе живется намного хуже. Те же таджикские, киргизские и узбекские рабочие уже ощутили на себе экономические трудности России и Казахстана. А у них дома остались семьи, и сотни тысяч людей оказались лишенными каких-либо источников дохода.

Так что же делать в этой ситуации странам региона? Ждать, пока в Америке жизнь наладится, и оттуда вновь начнут поступать столь желанные инвестиции? Или попросить миллиарды долларов у богатой Японии, которая готова вливать значительные денежные суммы в страны этого региона (тем более что японцы официально называют Центральную Азию одним из наиболее перспективных рынков на континенте)?

Наверное, начинать надо все же с интеграции внутри самого региона, а не через механизмы СНГ и других структур постсоветского распада, которые пока больше ссорят между собой целый ряд государств, нежели сближают их позиции. При этом стоит учесть: если сейчас, в кризисных условиях, лидеры стран Центральной Азии не перешагнут через свои узкогосударственные амбиции, то в "нормальные", посткризисные, времена они интегрироваться тем более не захотят.

Странам региона надо срочно договариваться и относительно энергетической (включая водную) кооперации. Никакие Америки и России за государства Центральной Азии эти вопросы не решат, и никто лучше о народах этого региона не позаботится, чем они сами о себе. Здесь опять речь идет о государственной мудрости местных руководителей, для которых именно кризисный период - самое время переосмыслить многие свои прежние постулаты и умерить свои запросы на, по большей части, мифическое лидерство и влияние на ближних соседей.

Не стоит продолжать держать в заначках и те миллиарды долларов, которые именно сейчас - и с большой финансовой выгодой - можно было бы вложить в целый ряд проектов в Центральной Азии. Это лучше, нежели гноить их в тех же американских ценных бумагах (цену которым теперь очень многие страны-инвесторы неплохо осознали) или в европейских банках под мизерные проценты.

И, наконец, стоит именно сейчас, в канун наступающего Нового года (касается это, прежде всего, лидеров стран Центральной Азии), хотя бы немного подняться над текущими проблемами и посмотреть за горизонт. Ведь Азию и ее народы, в отличие от других континентов, всегда отличали мудрость правителей, их умение анализировать и планировать свои действия на перспективу.

Ведь если сегодня в Европе и Америке решают, главным образом, сиюминутные задачи оживления местных финансовых рынков, то у стран Азии в эти кризисные времена есть уникальный шанс заложить основы именно перспективного, с прицелом на 10-15 лет вперед, дальнейшего развития. А для Центральной Азии, где живут, наверное, самые трудолюбивые и терпеливые люди на всем постсоветском пространстве, именно ближайшие месяцы могут позволить по-новому взглянуть и на свое нынешнее место в мире, и на то, что нужно делать дальше для того, чтобы сделать этот регион процветающим и успешным.

Юрий Сигов

Текст www.camonitor.com

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости