© 2026 Neonomad

Рабочая неделя

В США закончилась первая президентская неделя.

В Америке завершилась первая рабочая неделя главы Белого дома Барака Обамы. В ходе нее американский президент продемонстрировал себя как истинный джентльмен и демократ: закрыл скандально известную тюрьму Гуантанамо и легализовал исследование стволовых клеток в стране. В результате стрелка барометра доверия президенту США со стороны населения снова подскочила. Такого решения правозащитные и либеральные круги Америки добивались на протяжении нескольких лет, но безуспешно. В связи с этим трудно не провести параллель с библейской историей о сотворении мира за шесть дней. Обаме для этого потребовалось несколько суток. Что до остального мира – конфликта на Ближнем Востоке и взаимоотношений с проблемными странами, то вопросы здесь решаются не так быстро. Об этом американский президент дал понять в ходе своего первого интервью иностранному телеканалу. Но при этом Обама сохранил оптимизм.

Барак Обама взялся за демонтаж наследия Буша-младшего – и в первую рабочую неделю продемонстрировал себя либералом. Он закрыл тюрьму Гуантанамо и легализовал исследование в США стволовых клеток. В вопросе отношений Америки с окружающим миром Обама заверил, что готов к дискуссии и переговорам.

Итоги первой президентской недели показывают, что Обама активно принялся за исполнение своих обязанностей и предвыборных обещаний. Как и следовало ожидать, первые его указом стало закрытие печально известной тюрьмы Гуантанамо. Если верить социологическим опросам, такой ход позволил ему заручиться дополнительным доверием со стороны американской общественности. Однако решение Обамы о закрытии тюрьмы вовсе не означает, что он откажется от борьбы с терроризмом. Хотя отметим, что сама кампания при нем обещает принять умеренную форму. Об этом говорит то, что Обама предпочел не акцентировать внимание на ней.

Приятным сюрпризом для либеральных кругов Америки стало решение о легализации работ по стволовым клеткам. Напомним, что вето на подобные исследования наложила республиканская администрация Буша-младшего «из этических соображений». Такое решение замораживало поиск лекарства для лечения многих болезней. В результате американские врачи долгое время были вынуждены вести исследования за пределами страны. Теперь такой практике положен конец.

В целом Обама сохранил тот демократический стиль, которого придерживался в ходе президентской кампании. Это выражается в прозрачности деятельности администрации. Так, в первую рабочую неделю Барак Обама ввел ограничения на лоббистскую деятельность для чиновников после завершения их работы на госслужбе. Это позволит пресечь «телефонное право» и злоупотребление бывшими служебными связями. Кроме того, Обама распорядился открыть широкий доступ к президентским архивам, заморозил зарплаты сотрудникам аппарата Белого дома и ввел запрет на прием ими подарков.

Вчера Обама также дал свое первое интервью иностранному телеканалу, которым оказался «Аль-Арабия». Тем самым он снова подчеркнул чуткое отношение Белого дома к странам исламского мира. Любопытная деталь: в арабском регионе существуют два мощных спутниковых телеканала: «Аль-Арабия» и «Аль-Джазира». Последний канал администрация Буша-младшего недолюбливала за сюжеты о пострадавших в ходе войны в Ираке мирных жителях и пытках террористов в американских тюрьмах. Обама, как и его предшественник, предпочел «Аль-Арабию».

Небольшое интервью, как и ожидалось, было посвящено текущим проблемам обширного региона, прежде всего – недавнему конфликту в секторе Газа, унесшему жизни более 900 человек. Однако президент признался, что быстрого прорыва в урегулировании ближневосточного конфликта не стоит ожидать. «Я верю, что для обеих сторон настал момент понять, что путь, на который они встали, не приведет к процветанию и безопасности их народов. Напротив, пора вернуться к столу переговоров», – уверенно заявил Обама.

Президент явно спешит усадить стороны за стол переговоров. Едва он заступил на свой пост, как конгресс США утвердил спецпредставителем страны на Ближнем Востоке Джорджа Митчелла. Обозреватели отмечают, что у него богатый опыт в подобных делах. Митчелл выходец из Ирландии и в свое время внес вклад в урегулирование конфликта в Северной Ирландии. Отметим, что многолетнее противостояние между католиками и протестантами в Ольстере многие эксперты называли трудноразрешимой задачей, другие и вовсе говорили о новом Ближнем Востоке в Европе. Но, как оказалось, ничего невозможного нет, если на то есть добрая воля воюющих сторон. Складывается впечатление, что Обама точно знал, кого посылать в горячую точку планеты.

В ходе интервью Обама коснулся иранской проблемы. Как отметил Обама, он готов к переговорам, если Тегеран «разожмет свой кулак». После чего добавил: «В отношениях с Ираном для нас очень важно использовать все имеющиеся у США рычаги, включая дипломатию». В США ждут президентских выборов в Иране, но, если верить словам Обамы, Белый дом готов начать переговоры при любом результате голосования.

Такой подход к делу оказался по душе бывшему кубинскому лидеру Фиделю Кастро. Команданте назвал Обаму «прямым человеком», но тут же отметил, что «ему еще предстоит ответить на множество вопросов». В свою очередь глава Кубы Рауль Кастро выразил желание восстановить отношения с США. «Уступка за уступку. Мы готовы, когда бы они ни состоялись, когда бы они ни решили, без посредников, напрямую», – заявил он. Отметим, что ранее Обама также говорил о намерении начать диалог с Кубой без предварительных условий.

Свои ожидания с Бараком Обамой связывают не только в Иране или на Кубе, но и в Центральной Азии. По мнению экспертов, США в регионе сохранят статус-кво. Как полагает первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Санат Кушкумбаев, вопросы энергетической безопасности, борьба с терроризмом и экстремизмом останутся в фокусе внимания администрации Белого дома.

– Приход Барака Обамы не нарушит баланс интересов в Центральной Азии. США продемонстрируют здесь свою преемственность. Более того, они пытаются прагматично решать и заглядывать дальше, а не останавливаться на каких-то проблемах двусторонних отношений, которые возникали. Сейчас США беспокоит афганский вопрос. Перед Обамой стоит большая задача – достойно завершить операцию в Ираке в ближайшие два года и сосредоточиться на военной операции в Афганистане, чтобы переломить ситуацию. Воевать на два фронта Америке будет очень тяжело.

Близость стран Центральной Азии с Афганистаном превращает их в удобный плацдарм для Пентагона, где республикам региона суждено сыграть роль транспортной артерии. Но появления в обозримом будущем военных баз в Казахстане не стоит ожидать. По мнению Кушкумбаева, стороны ограничатся уже подписанным в 2001 году соглашением, по которому Казахстан предоставляет США аэропорт Алматы для транзита грузов в Афганистан. Но при этом говорить о постоянном присутствии американских военнослужащих на территории республики не стоит. Что касается энергетических ресурсов региона, то здесь без перемен. США продолжат добиваться транзита нефти через трубопроводную систему Баку – Тбилиси – Джейхан, а также доводить до ума газопровод «Набукко».

– Не важно, кто у власти – республиканцы или демократы. Стратегические интересы США неизменны. Понятно, что не только Россия против этих проектов. Весь вопрос в экономической целесообразности. Если эти направления будут интересны, конкурентоспособнее по экономическим параметрам, по параметрам безопасности и ряду других факторов, то почему бы нет? Россия устами президента Медведева официально заявила, что чем больше разнообразных маршрутов, тем это выгоднее России. Почему для ее союзников должно быть иначе? Мы делаем прагматичный выбор. Но это ни в коей мере не подвергает ревизии наши стратегические договоренности с Россией, Китаем. Их роль особая, и они сохраняют свои позиции как в регионе, так и в Казахстане. Это прекрасно понимают в Вашингтоне, – отметил Кушкумбаев.

Асан Куанов

Текст www.liter.kz

Фото www.blog.themavenreport.com

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости