© 2026 Neonomad

Америка готовится к войне

Вашингтон готовится к новой военной операции против движения «Талибан».

Америка собирается направить в Афганистан дополнительно 17 тысяч военнослужащих. Кроме того, США попросили Великобританию увеличить численность своих войск в стране еще на 4 тысячи. НАТО тоже не осталась в стороне и пообещала добавить 10 тысяч солдат. О серьезности намерений США говорит и назначение спецпредставителем в Пакистане и Афганистане автора Дейтонских соглашений Ричарда Холбрука – человека, который обеспечил военную операцию в Югославии в 1999 году.

Новая американская власть открыто заявила, что афганское направление становится для США «высшим приоритетом». Еще в ходе предвыборной кампании Барак Обама пообещал, что Афганистан станет главным фронтом в глобальной войне с террористами. Это подтвердил и министр обороны США Роберт Гейтс: «Высочайший приоритет, который мы придавали Ираку на протяжении последних нескольких лет, переходит к Афганистану».

Кроме Америки и Англии, свою группировку в Афганистане собирается увеличивать и НАТО. В этом году Североатлантический альянс для обеспечения безопасности предстоящих президентских выборов направит в Афганистан дополнительно 10 тысяч солдат. В понедельник генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер обратился к членам альянса с требованием активизировать участие в операции в Афганистане. «Я не могу принять такое положение, когда США вынуждены выполнять всю тяжелую работу. Европа тоже должна наращивать свои силы», — сказал он.

Америка гнула, гнет и будет гнуть

По мнению директора Института миграции и регионального развития Юрия Крупнова, из этих выступлений ясно следует, что основная задача Америки — удержать плацдарм в регионе. И многое здесь будет зависеть от того, удастся ли навести порядок в Пакистане.

Поскольку Северный и Южный Вазиристан являются пограничными территориями, которые обеспечивают возможность вооруженного сопротивления в Афганистане, американская позиция вполне ясна, — говорит эксперт.

Подчеркну, что Обама не просто сказал о том, что фокусом американской политики является Афганистан, он заявил, что интерес для США представляет граница Афганистана и Пакистана. Этот регион является сегодня ключевым. Военный эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Евсеев считает, что США хотят решить афганскую проблему так же, как они решали иракскую.

То есть они хотят увеличить численность вооруженных сил и за счет этого добиться определенного прогресса ситуации в сфере безопасности. Также они хотят расширить численность афганской армии, которая на сегодняшний день неприлично мала, вооружить ее и обучить, чтобы афганские солдаты сами могли воевать с талибами. Но для того, чтобы все это реализовать, нужно добиться определенной стабильности.

А Россия не рискует...

Оба эксперта уверены, что Россия не собирается ввязываться в афганские дела, предоставляя свободу действий США и их союзникам. Сама же РФ действует по периметру — не имея никакого желания снова погружаться в афганский кошмар. Стреляный воробей...

Проблема в том, что Россия никак не реагирует на факт совершенно безудержного проведения американцами их военных операций, — говорит Юрий Крупнов.

Причина в отсутствии у большинства российских чиновников адекватного, трезвого представления о том, что происходит сегодня в Афганистане.

Владимир Евсеев считает, что Россия не может принять активное участие в решении афганской проблемы ввиду кризиса. При этом другие страны СНГ могут оказаться помощниками США в этом процессе, что России совсем не на руку.

Из-за того, что идут очень большие потери грузов при транспортировке через Пакистан, США рассматривают другие маршруты. Например, между Россией и США идут переговоры о возможности транспортировки невоенных грузов через Россию. Военные грузы Америка планирует перевозить через страны постсоветского пространства — Грузию, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан. Конечно, это вызовет недовольство России. И самым неприятным для нее будет участие в этом Казахстана. В связи с тем, что основную роль в решении афганской проблемы играют США, сама Россия не хочет принимать в этих процессах активное участие. Плюс ко всему — неблагоприятная экономическая ситуация. Поэтому участие РФ будет ограниченным — в виде проведения на территории Центральной Азии антинаркотических операций типа «Канал-2008» или усиления взаимодействия с Таджикистаном для решения проблемы наркотрафика. Но никаких более серьезных и значимых шагов Россия предпринимать не будет, ей совсем не хочется снова погружаться в афганский кошмар.

С кем и против кого дружить?

Эксперты уверены, что нынешние интересы США в Афганистане заключаются не только в борьбе с наркотрафиком и терроризмом. Америка пытается установить контроль над энергетическими донорами — Казахстаном, Узбекистаном, Туркменией.

Эти страны уже пошли на сближение с Западом, — говорит Юрий Крупнов. — И даже далеко зашли. Можно видеть это на примере той эволюции, которую за последний год прошел Казахстан. И сегодня сотрудничество с НАТО у Казахстана очень крепкое, тесное и серьезно обеспечено идеологически. Результатом его стали плотные транспортно-логистические и воздушно-аэронавигационные связи. И это факт. С этим утверждением не согласен Владимир Евсеев. По его словам, если власти Узбекистана явно держат курс на Запад, то со стороны руководства Казахстана нет однозначной поддержки Западу. Однако опасность такого сближения все-таки существует.

Здесь Казахстану было бы полезно ограничить сотрудничество с США по афганскому вопросу, а также меньше участвовать в этих процессах. При желании транспортировать военные грузы можно и через Туркменистан. Что касается возможной зависимости от Америки, отмечу, что этого пока нет. Наоборот, в этом вопросе США зависят от позиции Астаны. Но, развивая военную инфраструктуру, Казахстан будет выходить на орбиту США, и совершенно непонятно, насколько это нужно Астане, особенно в условиях финансового кризиса, когда потенциалы РФ и Казахстана нужно объединять.

Америка выпустила ястреба

Важным моментом в новой американской стратегии в отношении Афганистана стало назначение спецпредставителя в Пакистане и Афганистане — им стал сторонник жесткой руки НАТО на Балканах 90-х годов, бывший постпред США при ООН Ричард Холбрук. По мнению Юрия Крупнова, это крупнейший дипломатический тяжеловес, человек, который вместе с НАТО фактически обеспечил военную операцию в Югославии в 1999 году и, в конечном счете, развал этой страны в 2003 году.

Это сверхспециалист по реализации жестких американских интересов. И основная проблема для России заключается в том, что на нашем горизонте фигуры, сопоставимой с Холбруком, которая могла бы работать в этом направлении, просто нет, — утверждает Юрий Крупнов. А вот Владимир Евсеев сомневается в том, сможет ли Холбрук применить свой опыт в столь специфическом регионе. - У Холбрука большой опыт работы, но как он сможет применить его в Афганистане? — интересуется он.

Здесь нужен человек, который хорошо знает специфику региона. Одно дело — решать вопрос Косово и Митохии и другое дело — решать афганскую проблему. Эти страны несоизмеримы ни по территории, ни по населению. На Балканах было на кого опереться — большинство населения поддерживало США. В Афганистане же опереться не на кого.

Косовары и афганцы живут в разных измерениях, даже в разных веках. Если Холбрук решит реализовать балканский опыт в Афганистане, у него могут возникнуть очень серьезные проблемы. Насколько он сможет проявить себя здесь, при отсутствии государственной власти и армии, эксперты пока не понимают.

Эксперты считают, что, объявив Афганистан ключевой точкой во внешней политике США, Барак Обама обозначил цель: начать правление с решения проблемы, которую не удалось решить Джорджу Бушу, более того, которую не удалось в разные исторические периоды решить главам Великобритании и СССР. Таким образом, новый президент США сильно рискует пополнить этот ряд «неудачников», потому как ставит на тот же инструмент — оружие.

Тамара Авакова

Текст www.respublika-kz.info

Фото www.francona.blogspot.com

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости