Китай заявил, что уже достиг дна кризиса и сможет обеспечить рост ВВП в 8% уже в этом году. А значит, есть надежда, что сосед и нам поможет выйти из кризиса. Однако эксперты уверены, что рассчитывать на это Казахстану не стоит.
По словам вице-президента Национальной комиссии Китая по развитию и реформам Лю Те Нань, сейчас китайцы находятся на самом «дне» кризиса и очень скоро мы сможем наблюдать подъем их экономики:
Несмотря на трудности, Китай сможет достичь цели правительства по росту ВВП в этом году благодаря устойчивости финансовой системы государства и мерам правительства по стимулированию экономики.
Это заявление словно бальзам на раны. Ведь в январе в ходе коллегии Министерства транспорта премьер-министр Карим Масимов сказал, что ситуация в России и Китае отражается на экспорте продуктов из республики и на положении нашей экономики. Тогда он был уверен, что у главных торговых партнеров в этом году рост экономики будет минимальным, а значит, и экспорт из республики будет только снижаться. Теперь, возможно, многое изменится.
Однако доктор экономических наук, профессор Казахстанско-Немецкого университета Бодо Лохман считает, что республике до экономического подъема еще далеко:
Велика вероятность, что Китай первый выйдет из кризиса. У него есть огромный валютный запас, мощный внутренний рынок и административное управление. Там правительству можно одной командой что-то решить. А вот в Казахстане экономический подъем будет не скоро, несмотря на то, что у него такой сосед. В республике на сегодня не один, а два кризиса: мировой финансовый кризис и собственный кризис – иначе банковский. Банковский сектор Казахстана в этом году должен вернуть 12 миллиардов долларов внешнего долга. И совершенно ясно, что казахстанские банки этих денег не имеют, особенно после девальвации. У населения стало меньше доходов, и оно меньше вносит денег на депозиты. Больше половины всех кредитов, выданных банками, являются сомнительными, а значит, велика вероятность того, что эти деньги не вернутся. Банковский кризис будет только углубляться. Сейчас для его преодоления выделяются огромные средства, однако четкого механизма применения этих средств нет, и боюсь, что большая часть этих средств не дойдет до пункта назначения. Государство пытается решить проблемы банков, но чиновники – это далеко не лучшие предприниматели.
Например, в Германии сейчас идут споры: имеет ли право государство помогать компании Opel. Я считаю, что ни в коем случае! Лучшим инструментом, по-моему, является снижение налогов, в этом случае повысится покупательная способность и тогда потихоньку можно выйти из кризиса…
Директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте Булат Султанов вообще сомневается в том, что китайцы нащупали «дно» кризиса:
Я считаю, что Китай начнет выходить из кризиса только к началу следующего года. В Китае нужно перестраивать структуру экспорта: от продукции легкой промышленности перейти к экспорту техники. Сегодня всю свою продукцию они изготавливают на базе западной техники. И перестройку экономики они не смогут сделать, пока не выйдет из кризиса Запад…
Но все же г-н Султанов уверен, что благодаря такому соседу, как Китай, мы сможем рано или поздно поднять свою экономику:
К 2020 году по иерархии стран на первое место выйдет Китай, занимая 23% от мирового ВВП. США окажутся на втором месте – 18%. Если будет создан общий рынок – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китай, Япония, Южная Корея, – то на долю этой коалиции придется более 30% мирового ВВП. Мы должны понимать, откуда ветер дует, и ставить паруса... Мы сейчас строим нефтепровод Запад Китая – Запад Казахстана, два газопровода, которые тянутся из Узбекистана и Туркменистана в Китай, приступаем к строительству автомобильной дороги, соединяющей Китай с Западной Европой. Подписали соглашение о строительстве автомобильной дороги от Петербурга до Хоргоса, думаем о том, чтобы построить железную дорогу по западному образцу от Хоргоса до Ирана. Китай же заинтересован в альтернативных маршрутах энергопоставок, которые не будут контролироваться Америкой, а также в выходе на Западную Европу сухопутными путями. Ведь к 2030 году США и Китай сравняются по объему импортируемой нефти, и это уже сейчас является причиной начавшейся жесткой конкуренции между США и Китаем. Сумеем ли мы воспользоваться этой ситуацией?
Римма Ивахникова
Текст www.megapolis.kz