Сейчас все мои мысли - о Пекине. Может, больше у меня и не будет такого шанса выиграть золотую олимпийскую медаль. Но пока он есть, я выложусь до конца, но своего добьюсь - говорит двукратный чемпион мира по боксу Серик Сапиев, наша главная олимпийская надежда.
Есть мнение: Сапиева можно было бы считать безоговорочным фаворитом предстоящих Олимпийских игр, если бы не одно "но": на последнем чемпионате мира в Чикаго, на котором он одержал победу, не выступали кубинцы. Что скажешь?
Я со всеми готов боксировать. Главное - выйти на пик формы и не обращать внимания на досужие разговоры. Вот у нас, например, после поражений на Кубке короля Таиланда любят повторять, что выиграть там практически невозможно из-за откровенно предвзятого судейства. Но я же смог в 2006-м!
А с кубинцами встречался на ринге?
Три раза. И все три раза выиграл.
А самый запоминающийся бой?
В матче за выход в полуфинал Кубка мира. Я на этом турнире не проиграл ни одного боя, но сборная уступила кубинцам. Угос Эрнандес вскоре стал чемпионом мира в весе до 60 кг, а я на том же первенстве выиграл в категории до 64 кг. Так что соперник был весьма достойный. Какие еще бои вспомнить?.. Полуфинал на Азиатских играх-2006, когда у меня украли победу в бою с тайцем Маносом Бонджумонгом. Его внаглую вытащили - все-таки олимпийский чемпион. Смотрю: мои удары не считают. Иду вперед - не считают.
Ничего, на Олимпиаде поквитаешься. Он же будет выступать в твоем весе?
Ну, там-то, уверен, такого наглого засуживания уже не будет. И если проведу бой так же, как на Азиатских играх, в хорошем темпе, то, думаю, победу мне отдадут. Хотя и на Олимпиадах случаются скандалы.
Ответственность не давит? Ты - единственный чемпион мира, а значит, и главные ожидания страны связаны с твоим именем.
Пока не сильно давит. Просто стараюсь не расслабляться. Потому что заслужить "золото" можно, только если пахать на тренировках.
А с психикой у тебя как? Мандраж бывает перед боем?
Волнение есть всегда. Когда больше, когда меньше. На чемпионатах мира ощущения, конечно, не такие, как на рядовых международных турнирах.
Вечером накануне боя как свободное время убиваешь?
Если есть записи боев соперника, обязательно посмотрю. Причем мне интересны его лучшие бои - чтобы знать, чего от него ждать, и соответственно строить тактику. Но сильно голову мыслями о предстоящем поединке не забиваю. Спокойно готовлюсь. Волнение начинается, когда подхожу к рингу. Но начинаешь потихоньку разминаться, и оно проходит - в квадрат выходишь уверенным в своих силах.
А вообще всегда беру с собой книги, ноутбук. Сейчас вот читаю сборник "Сто олимпийских чемпионов". Интересно! Ты тут об одной-единственной медали мечтаешь, а были люди, выигрывавшие Игры девять раз. Или взять венгра Ласло Паппа. Трехкратный олимпийский чемпион, потом по профи боксировал. Ни одного боя не проиграл, пока режим не запретил ему выступать в буржуазном спорте.
Олимпиада - турнир настолько непредсказуемый, что даже чемпионы мира и бесспорные фавориты нередко оставались не у дел, не выдерживая психологического давления.
Со всеми бывает. Надеюсь, со мной такого не случится.
В Пекин ты поедешь дебютантом Олимпийских игр, как когда-то и на чемпионат мира, что не помешало тебе в 22 года взять "золото".
Чемпионат в Миньянге памятен для меня тем, что я выступал на нем с травмой. Накануне во время спарринга повредил руку. Тренеры долго не могли определиться, кого заявлять на чемпионат: меня или Жениса Нургожина из Астаны. Решили везти в Китай обоих, и мы до последнего выясняли, кто достойнее. В общем, сильно ударил, рука опухла - трещина была. Но я никому не сказал, только тренер Стрельников знал. Мы оба понимали, что я должен боксировать.
А вдруг Нургожин там удачно выступит? Даже третьим станет - и все, он - первый номер, а я надолго перехожу в резерв... Тяжело было, конечно. В каждом бою ударял больную руку, хотя лишь отмечал удары. Терпел. Старался не столько ударить, сколько заработать очко. Соперники ведь не знали о моей больной руке. А если бы пошли на меня, вряд ли бы я их остановил, мне кажется, рука очень сильно болела. Работал в основном передней рукой.
И до финала так никто тебя и не раскусил?
Никто. Кто меня знал до чемпионата мира? Тем более турнир не предолимпийский, как в Чикаго. Там-то уже соперников изучали, записывали. Перед финалом тренеры подходили ко мне, настраивали, а я чувствую: их самих трясет.
Как встречали новоиспеченного чемпиона мира в Караганде?
Да нормально встретили.
Квартиру получил?
Служебную.
Уже приватизировал?
Нет. А вот после победы в Чикаго вообще ничего не дали.
Наверное, плохо просили. Хотя кто-то считает, что известному спортсмену просить о чем-то унизительно. Другие, напротив, говорят, что просить надо, потому что человеку, который может помочь, сделать это будет приятно.
Конечно, надо просить. И тренеру, и председателю спорткомитета.
А машину подарили?
Да, "Тойоту Камри". Это мне второй тренер Руслан Тушиев после чемпионата в Чикаго подарил. Он мне и в Пекине будет помогать. Тоже, кстати, ученик Стрельникова.
Тебя узнают в Караганде?
После первого чемпионата мира не очень узнавали. А после Чикаго многие подходят на улице, здороваются. По городу биллборды развесили: "Олимпийская надежда".
Сейчас в твоем родном Абае, наверное, мальчишки снова мечтают заниматься боксом?
Да, потихоньку возвращаются те времена, когда залы были переполнены.
У тебя мама русская, папа казах. А в семье на каком языке говорили?
На русском. А вообще мама у меня марийка. Но когда скажешь "марийка", потом долго приходится рассказывать, кто такая. Поэтому и говорим всем, что русская. Маму после техникума по распределению направили в Казахстан. А папа всю жизнь проработал шахтером. Поехал в Караганду по делам и познакомился с мамой.
Семья у вас большая?
Два старших брата, сестренка и жена.
Давно женился?
Два года назад. Мы с Мольдер в Абае в кафе познакомились. Пригласил ее на медленный танец, потом предложил проводить до дома. А она мне: "Я живу далековато, вас это не затруднит?". Тогда я еще не был чемпионом мира, но уже выиграл первенство мира среди военнослужащих.
Лейтенантские погоны когда последний раз надевал?
Если честно, давно. Последний раз - на встрече с министром обороны. Вообще-то он как президент Федерации велоспорта принимал велогонщиков. Ну и нас пригласили.
А с Винокуровым не знаком?
Пока не довелось. Но пообщаться было бы интересно. Одно время часто пересекались с Димой Карповым (бронзовый призер чемпионата мира в многоборье. - Авт.). Он ведь тоже наш, карагандинский. Всегда интересуемся друг у друга делами. Сейчас, правда, видимся редко. У каждого свой график подготовки к Играм.
На отдых время остается?
Дома бываю максимум неделю в месяц. Хорошо, жена иногда вырвется на денек в Алматы, где мы на сборах сидим.
Тебе кто из профессионалов нравится?
Мохаммед Али в своей лучшей форме.
Ну, Мохаммед Али всем нравится.
А из сегодняшних (задумывается): Сейчас нет хороших тяжеловесов. В последний раз болел за Валуева, когда он с Чагаевым дрался.
Никогда не сожалел, что выступаешь в легком весе? В профессиональном боксе почти все деньги крутятся в супертяжелой категории. А среди мухачей миллионеров единицы - Де ла Хойя, Цзю.
Ну а кто мешает до уровня того же Де ла Хойи дорасти? Если умеешь боксировать и не будешь сбавлять на тренировках, деньги от тебя не уйдут.
Когда пришло понимание, что руки - это твой хлеб и их надо беречь?
Я всегда старался найти компромисс в конфликтных ситуациях. Ты мне не мешаешь, я - тебе. Но такие ситуации редко возникают - в Абае меня все знают. А в детстве всегда встревал, когда видел, что кто-то не прав по отношению к другому. Всегда все решали по справедливости. В каждом дворе есть хулиган, которого боятся. А меня уважали.
А к деньгам как относишься?
Если необходима какая-то дорогая вещь, возьму. Но никогда не стараюсь потратить все за один раз. У нас в семье никогда не было много денег. Шахтеры очень хорошо помнят те тяжелые времена, когда занимали друг у друга, не зная, как дожить до зарплаты. Поэтому к деньгам привыкли относиться бережно, налево-направо не разбрасываемся. Сейчас, например, откладываем деньги на ремонт квартиры.
Насколько мне известно, у ведущих олимпийцев хорошая зарплата - под миллион тенге.
Да нет, меньше. В два раза. Это у футболистов зарплата большая. А у нас контракт на пять тысяч долларов, но получаем мы две с половиной. Остальные вернут, только если выиграешь "золото" в Пекине.
Максим КАРТАШОВ
Текст www.express-k.kz
Фото www.np.kz