«Выиграть Кубок Гагарина скоро будет почетнее, чем Кубок Стэнли. КХЛ поднимет хоккей на новый уровень!» — по несколько раз на дню внушает с телеэкрана великий чех Яромир Ягр (на фото). И российским любителям хоккея хочется верить, что пророчество звезды новой Континентальной хоккейной лиги обязательно сбудется. Весь вопрос в том, когда наступит это светлое будущее
Что, собственно, изменилось в нашем хоккее спустя три недели после старта первого чемпионата КХЛ? Одиннадцать месяцев понадобилось на то, чтобы создать, а главное — запустить этот турнир. Впервые болельщики услышали о проекте 27 сентября прошлого года после совещания у Сергея Нарышкина, который в то время занимал пост вице-премьера. Денежное и организационное участие в нем крупнейших российских компаний указывало на космический размах проекта.
«За два года проведения чемпионата страны Федерация хоккея России смогла переломить негативные тенденции, когда хоккей был игрушкой в руках отдельных людей. Но сейчас настало время для перехода в иное качество, и я уверен, что новая лига будет создана», — заявил тогда идейный вдохновитель проекта, призванного конкурировать с североамериканской НХЛ, заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев.
Еще через три месяца сформировался состав участников первого чемпионата КХЛ: 21 команда из России и три «легионера» — рижское и минское «Динамо», а также «Барыс» из столицы Казахстана. После жеребьевки они были разбиты на четыре дивизиона, получившие имена легенд нашего хоккея — Валерия Харламова, Всеволода Боброва, Анатолия Тарасова и Аркадия Чернышева. А 2 сентября команды начали борьбу за главный трофей КХЛ, названный в честь первого космонавта.
Сбылись ли ожидания профессионалов и болельщиков? Даже не самый искушенный любитель хоккея в первую очередь обратил внимание на появление в наших командах целой обоймы звезд из НХЛ. Сенсационный переход 36−летнего Яромира Ягра из «Рейнджерса» в омский «Авангард» не только наделал много шума по обе стороны Атлантики, но и стал знаковым. Чех, являющийся, по мнению большинства специалистов, лучшим хоккеистом планеты за последние 15 лет, проторил дорожку в КХЛ для звезд и звездочек самого разного калибра.
После того как Ягр решился на «командировку» в Сибирь, в Россию началось настоящее паломничество мастеров из разных стран. Причем к нам теперь едут не только за длинным рублем — в клубах КХЛ гонорары выше, чем в НХЛ (кто бы мог поверить в это еще лет пять назад!), — но и в сильнейшую лигу Европы. Такого нашествия Россия не видела даже в период локаута в НХЛ, когда безработные звезды приезжали к нам переждать безвременье.
Естественно, возросли и содержательность игр, и накал борьбы. В четверти сыгранных матчей для определения победителя понадобились овертаймы. Потери несут все, даже испытанные лидеры: уфимский «Салават Юлаев», к примеру, уступил в гостях дебютанту — казахскому «Барысу».
Бросается в глаза новшество: переход с туровой системы чемпионата на ежедневную — по образу и подобию НХЛ. По идее, хоккей в режиме нон-стоп был задуман для того, чтобы ледовая игра каждый день появлялась на телеэкранах. Однако календарь составлен так, что «шлягерные» матчи, в равной степени интересные и болельщикам, и телевизионщикам, проводятся не каждый день — тогда хоккей берет на ТВ выходной (понятно, игра, к примеру, «Сибири» и рижского «Динамо» вряд ли способна собрать у телевизоров внушительную аудиторию).
Впрочем, о взаимоотношениях КХЛ и ТВ разговор особый. Руководители лиги не раз делали заявления о качественном изменении показа нашего чемпионата. Планировалось, что поединки КХЛ будет транслировать не только канал «Спорт», но и спутниковый «НТВ+», а один из центральных каналов по понедельникам будет показывать главный матч недели. Более того, шел разговор о создании специализированного хоккейного канала. Но чемпионат начался, а все осталось как прежде: лигу транслирует исключительно «Спорт». И об увеличении числа трансляций речи не идет.
По информации «Русского репортера», переговоры между КХЛ и телекомпанией «НТВ+» вроде близки к завершению. Но даже в самом лучшем случае специализированный хоккейный канал появится только в следующем году. Так что телепрорыв пока осуществить не удалось, а значит, и бизнес-модель КХЛ еще не выстроена.
Тем более — прибыльная бизнес-модель отдельных клубов. В середине лета мрачные новости пришли из Екатеринбурга, чей «Автомобилист» был заявлен для участия в первом чемпионате Континентальной лиги. Не успели болельщики толком порадоваться возвращению в элиту надолго застрявшего во втором дивизионе клуба, как стало ясно: денег для участия в КХЛ у команды нет. Большой хоккей — удовольствие не самое дешевое.
Пытаясь спасти ситуацию, президент клуба Михаил Папунин даже отправил письмо с просьбой о помощи руководителям КХЛ, Федерации хоккея и всего российского спорта. В нем, в частности, говорилось, что, лишившись гарантий финансирования за счет бюджета Свердловской области и привлеченных средств спонсоров, команде придется сняться с соревнований. «В случае отказа от участия в чемпионате клуб будет обременен финансовыми обязательствами перед игроками на общую сумму около 200 млн рублей и неизбежно станет банкротом, — говорилось в послании Папунина. — Прошу вас оказать влияние на скорейшее решение проблемы по обеспечению финансовыми ресурсами ХК “Автомобилист” для участия в чемпионате КХЛ».
Но помощь извне так и не пришла.
«Первоначально планировалось, что сумма финансирования клуба составит 300 млн рублей, но затем она выросла до 550 млн. Теперь мы не можем позволить себе такую роскошь, как содержание собственного хоккейного клуба. Надо жить по средствам!» — это заявление председателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова похоронило последние надежды болельщиков «Автомобилиста» на чудесное спасение.
15 июля уральский клуб исключили из КХЛ, заменив его на победителя турнира в высшей лиге — воскресенский «Химик», который просился туда еще с весны.
— Хочется выразить сочувствие болельщикам «Автомобилиста», — прокомментировал рокировку президент КХЛ Александр Медведев. — Но лига с самого начала своей работы взяла курс на принципиальное соблюдение принятых правил и в дальнейшем будет неукоснительно придерживаться этой линии. Только так мы можем создать по-настоящему качественную лигу.
Жесткий подход Медведева к соблюдению регламента поддерживают многие наставники клубов, которые связывают с развитием КХЛ особые надежды. «Мы скоро подтянемся к НХЛ, если исключим ошибки, которые они накап¬ливали многие годы. Главное — приглашать из НХЛ звезд уровня Ягра и Житника. И обязательно заключить контракт с главным спортивным каналом континента — Eurosport — на трансляцию хотя бы одного матча КХЛ в неделю», — считает самый молодой тренер КХЛ 34−летний Андрей Назаров из челябинского «Трактора».
Григорий Собченко
Текст www.expert.ru
Фото ИТАР-ТАСС; AP
КХЛ: Взгляд с разных берегов океана
Уэйн Гретцки, лучший бомбардир в истории НХЛ
«Не думаю, что новая русская лига представляет собой угрозу НХЛ. Ключевым моментом считаю то, что в мире есть только одна Национальная хоккейная лига. И только в ней ты можешь играть с лучшими хоккеистами планеты. В 1999 году, когда я завершил свою карьеру в «Рейнджерс», у меня появилась возможность поиграть в Европе. Я получил предложение из Швейцарии на сумасшедшие деньги. Подумал, что это, конечно, любопытно, но все же — какой мне смысл выступать в лиге второго уровня? Думаю, что точно такая же реакция будет у большинства нынешних звезд НХЛ, если им поступят предложения от команд КХЛ».
Александр Медведев, президент КХЛ
«Уверен, что расширение КХЛ обязательно произойдет. Думаю, уже в следующем сезоне мы увидим новые команды, в том числе из Западной и Центральной Европы. Период настороженности и опасений со стороны национальных федераций европейских стран и хоккейных лиг прошел. Есть серьезный интерес к созданию команд даже в таких нехоккейных городах, как Лондон, Париж и Милан. Правда, пока трудно сказать, когда эта идея может быть реализована».