© 2026 Neonomad

"Маменькин сынок", внушающий страх

Клоучек - защитник стартовой пятерки «Барыса» одним своим видом внушает соперникам уважение. Когда он садится обедать, кладет на стол левую руку локтем вперед, будто закрывает тарелку. Такую привычку обычно приобретают в армии или на «зоне». Откуда она у Клоучека? Чешский легионер и на льду не уступит ни сантиметра пространства. Томаш Клоучек - самый жесткий защитник столичного «Барыса».

«Маменькин сынок», внушающий страх - Вы ведь уехали в Америку совсем в юном возрасте.

- В 18 лет.

- Не рано? Может, стоило еще поиграть в Чехии? Тем более что в НХЛ вы сумели пробиться только через два года:

- Тогда все уезжали, и я поехал - в юниорскую лигу Канады. Из тех, кто тогда отправился за океан, двое сейчас играют в России. Ролинек выступает за магнитогорский "Металлург", а Ярослав Васичек, с которым мы давно дружим, в этом году подписал контракт с ярославским "Локомотивом".

- В своем первом сезоне в НХЛ вы провели за "Нью-Йорк Рейнджерс" 43 матча, в которых набрали 5 (1+4) очков по системе "гол плюс пас". Что помешало стать основным игроком "рейнджеров"?

- Первый сезон действительно получился у меня неплохим. Но потом я повредил колено и шесть месяцев не играл. На лед вышел лишь в следующем сезоне.

- Затем были "Нэшвилл" и "Атланта". Но и там вы постоянно курсировали между основой и фарм-клубом. Зато получили бесценный опыт игры в АХЛ, в которой, говорят, играют в самый "грязный" хоккей.

- Да, в общей сложности провел там восемь сезонов.

- В Америке у вас была репутация тафгая?

- Я не дрался, просто играл жестко.

- А как же сезон 2001-2002 годов? В том чемпионате вы набрали 137 минут штрафа в 52 играх за "Рейнджерс". Это хороший показатель.

- Ну, была пара драк: Прикольно.

- А боев с элитными полицейскими не было?

- Нет, у меня другая специализация (Смеется.) Просто вынужден был это делать иногда. В "Рейнджерс" был штатный полицейский - Сэнди Маккарти. Но и другие ребята тоже дрались.

- А как вы умудрились во время локаута сыграть в Чехии сразу за три команды - "Славию", "Тринец" и "Либерец".

- "Славия" - моя родная команда, так что я недолго размышлял над тем, куда поехать. Но так уж получилось, что мы не нашли общего языка с главным тренером Ружичкой. Он сейчас, если вы не в курсе, главный тренер национальной сборной.

- Ружичку что-то не устраивало в вашей игре? Наверное, вы были недостаточно жестким?

- (Смеется.) Не знаю: Но отыграв полсезона в "Славии", я вынужден был перейти в "Тринец". Однако вскоре понял, что совершил ошибку: "Тринец" не ставил перед собой серьезных задач. И когда стало ясно, что команда не попадает в плей-офф, я ушел в "Либерец", за который и отыграл решающие матчи сезона. Кстати, в четвертьфинале плей-офф мы играли как раз со "Славией". И в семиматчевой серии, уступая 0:2 и 2:3, все же обыграли ее, завоевав в итоге "бронзу".

- Получается, отомстили Ружичке?

- Выходит, так.

- В следующем сезоне вы предприняли еще одну попытку закрепиться в НХЛ. Но провели в "Атланте" только один матч.

- Возможно, дело в тренере Бобе Хартли: Меня снова отправили в фарм-клуб.

- В 27 лет вы вернулись в Чехию и провели сезон в "Злине". Как оцениваете его?

- Неоднозначно. Я пришел в команду уже по ходу сезона - был в Штатах, у меня не было контракта, и я ждал предложений от проявлявшего ко мне интерес "Коламбуса". Не дождался - и поехал в Чехию. Уровень чешского чемпионата довольно высокий, но у команды сезон не сложился. Ей не хватало стержня, играла по настроению. Когда настраивались, могли обыграть любого. Но чаще проигрывали, заняв предпоследнее место.

- Какими ветрами вас занесло в Астану?

- Спасибо агенту.

- Были наслышаны, что в российской лиге крутятся большие деньги?

- Знал, что лига хорошая. И предложенные условия меня полностью устроили.

- Знали кого-то из нынешних одноклубников до приезда в Астану?

- Бранислава (Мезей. - Авт.) и Джозефа (так на американский манер Клоучек называет Штумпела. - Авт.). Четыре года назад во время локаута мы вместе играли в Чехии: с Джозефом - в пражской "Славии", а с Браниславом - в "Тринеце".

- Встреча с земляками стала для вас приятной неожиданностью? Или, когда ехали сюда, уже знали, что они будут играть в Астане?

- Знал, что встречу здесь Марка (Ламот, канадский вратарь "Барыса". - Авт.). А Штумпел с Мезеем подписали контракты позже.

- Поначалу в обороне у команды были проблемы. Как думаете, с чем они были связаны?

- Согласен, поначалу в команде была нервозная обстановка. Никто, даже мы не знали, чего можно ожидать от этой команды. Но сейчас все нормально. И я не думаю, что защита была проблемной линий. Разве она была проблемной? Может быть, проблемы были все-таки у нападающих? (Смеется.)

- В столичном "Барысе" образовалась целая чехословацкая колония: нападающие Йозеф Штумпел и Габриэль Шпилар, защитники Бранислав Мезей и Томаш Клоучек. Вы держитесь вместе и не даете друг друга в обиду. Этому вас научила НХЛ, где в одиночку запросто съедят? Стоило, например, в матче с минским "Динамо" кому-то из соперников зацепить Штумпела, как вы с Мезеем тут же бросились ему на помощь.

- Поверьте, я бы пришел на помощь любому в команде, не только Джозефу. Ведь у нас одна команда.

- Вы одним своим видом внушаете сопернику уважение. Считаете себя хорошим бойцом?

- Да нет, это просто опыт: И вообще мама мне запретила драться. (Смеется.)

Досье "Экспресса К":

Томаш Клоучек - защитник астанинского "Барыса". Рост 192 см, вес 100 кг. Родился 7 марта 1980 года в Праге. Выбран "Нью-Йорк Рейнджерс" в 1998 году в 5-м раунде драфт-аукциона. В НХЛ провел пять сезонов ("Нью-Йорк Рейнджерс", "Нэшвилл Предаторз", "Атланта Трэшерз"), в 141 матче набрал 10 (2+8) очков, заработал 250 минут штрафа.

Максим КАРТАШОВ

Текст www.express-k.kz

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости