Фрацисканский монах Джованни да Плано Карпини первым их западных европейцев прибыл ко двору монгольского императора. Он отправился 16 апреля 1245 году из Лиона в Монголию в ставку великого хана по поручению папы Инноккентия IV как глава дипломатической миссии в сопровождении Стефана Богемского. В Бреслау (ныне Вроцлав) к ним присоединился еще один монах - Бенедикт - в качестве переводчика. Ступив в Канев, они достигли границ монгольских владений, пересекли Днепр, пришли в Киев, где остался Стефан, и через год – 4 апреля 1246 года в низовьях Волги прибыли в ставку Батыя, покорителя Восточной Европы. Батый направил их дальше к верховному хану.
Путешествие проходило через Отрар, Нижний Или и Имиль и через древнюю страну найманов. Плано Карпини прибыл к императорскому двору 22 июня 1246 года, который располагался в полдня пути от Каракорума, где собрался курултай. Он присутствовал при избрании Гуйюка, живой портрет которого, благодаря ему, дошел до нас: «Когда он был избран, то ему было примерно сорок или не более сорока пяти лет. Он был среднего телосложения, очень умен, дальновиден, собран, с серьезным видом и выдержанными манерами. Никто никогда не видел его хохочущим или слишком веселым». Плано Карпини прибыл к императору в качестве уполномоченного за доставку папского послания, в котором был призыв к монголам не нападать на другие нации и принять христианство. Ответ Гуйюка на папское послание, обнаруженный Пеллио в архивах Ватикана, был малоутешителен для христианского мира.
В этом ответном тексте монгольский монарх в угрожающем тоне призвал Папу и христианских монахов до того, как рассуждать о распространении христианства, явиться к нему прямо в резиденцию, чтобы выразить свое почтение. Гуйюк сам по себе представлял власть, данную ему, как нечто божественное. Он говорил от имени Вечного Неба (Тенгри), словно высший представитель божественности и третейский судья различных вероучений. Письмо адресованное Папе было написано на монгольском, арабском и латинском языках. Монахи покинули Орду 13 ноября 1946 года и 9 мая 1947 года достигли ставки Батыя, далее через Киев они направились на Запад. Карпини передал папе врученное ханом послание, а сам вскоре стал архиепископом и написал историю своего путешествия, которая полностью вышла в свет лишь в 1839 году.