В последние годы доверие к предприятию «ОАО Российская Федерация», которое и до того было невысоким, значительно снизилось. И это несмотря на целый букет разнообразных и дорогостоящих мер: открытие англо- и арабоязычного телевизионных каналов, наем западных PR-агентств и лоббистов в Вашингтоне, Брюсселе, Берлине, таких как Ketchum, G Plus Europe и Gavin Anderson.
Главные проблемы, однако, не в PR, а в манере поведения и скверном следовании советам. Невозможно пиарить «плохие вещи», и не стоит рассчитывать, что в век глобальной коммуникации все можно наладить с помощью ловкого PR.
Вот конкретный пример. Накануне недавнего конкурса «Евровидение» весь мир узнал, сколько средств и сил Россия вложила в московское шоу и как премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин лично приходил на репетиции и так далее. Шоу действительно было грандиозным, хотя про музыку лучше промолчать…
Хорошая реклама для России? Вряд ли. Накануне «Евровидения» весь мир узнал и о том, сколько усилий Москва приложила, чтобы устранить бродящих по городу собак, и как милиция нападала на гей-активистов, применяя насилие. В общественном мнении развитых стран сочувствие к «братьям нашим меньшим» и вообще к меньшинствам, как правило, сильнее, чем к обычным людям и их достижениям, а потому отрицательная реакция была абсолютно предсказуема.
К сожалению, таких примеров множество. Они убийственны для имиджа и репутации и стоят и стране, и ее компаниям миллиарды долларов. Поэтому в рейтинге страновых брендов в 2008 году Казахстан на 30-ом месте, а Россия – на 183-ом!
Автор – президент фирмы «Eurasia Strategy & Communications»