Для философов и историков все более популярная сегодня мобильность — это хороший повод заново пройтись по гумилевским идеям о том, что чуть ли не весь прогресс человечества осуществлен благодаря кочевым народам. Все великие изобретения — от кочевников. Огонь, верховая езда, сельское хозяйство, скотоводство, мореходство, колесо, металлургия, демократия, рынок, искусство. Оседлые же народы изобрели крепости, государство и такую прелесть, как налоги.
О миниатюризации предметов каждодневного пользования, о «кочевом» образе жизни, где индивидуумы не привязаны ни к одному конкретному адресу, начали говорить с середины 80-х. Это было на заре мобильной телефонии или даже до нее. Одним из проповедников этой концепции стал известный французский политолог Жак Аттали, в то время советник президента Франции. Недавно вышла его очередная книга, посвященная этой теме — «Человек-кочевник». По мнению Аттали, все мы в душе бродяги, и оседлость — не более, чем одна из преходящих эпох в истории человечества. Благодаря технологиям всех нас ждет кочевое общество нового образца, которое более не противоречит комфорту оседлости.
Для руководителей же бизнеса мобильность — это вполне прагматический повод задуматься о том, что она может дать с точки зрения производительности сотрудников и как эту производительность труда трансформировать в эффективность используемого компанией капитала. Для CIO компаний — это повод поразмыслить на тему того, какие технологические инструменты наиболее эффективно обеспечивают мобильность, какие потенциальные угрозы она таит, и как эти угрозы упредить.
Эволюция мобильности
Традиционный «оседлый» офис начала XIX века появился в виде трехмерной системы координат, в которую человек был вовлечен в процессе документо- или, скорее, бумагооборота и оставался «винтиком» в большом процессе. Его можно было включить в оборот документов, только если он появлялся где-то во внутриофисной «системе координат». Если он не был в офисе, то возникали серьезные проблемы с тем, чтобы его вовлечь его в рабочий цикл (вспомним хлестаковские тридцать пять тысяч одних курьеров, посланных за больным чиновником). Когда появился телефон, возникла другая система координат — одномерная, где номер определял место на телефонной линии, но сотрудник все равно был привязан к аппарату и к хранилищу документов в офисе, к бумаге.
В середине 90-х годов XX века вместе с мобильной телефонией, ломавшей логику офисной системы координат, и благодаря таким компаниям, как, скажем, Nokia, пространственная организация офиса начала меняться. Nokia первой в мире начала строить офисные пространства, а не офисы, где сотрудники стали передвигаться по открытым «площадкам», пользуясь при этом мобильными телефонами. Первый этап бизнес-мобильности наступил с мобильной телефонией. Однако даже в таком офисе сотрудники были привязаны к бумагам, к личному или корпоративному архиву и документообороту.
Бизнес-мобильность
Что такое бизнес-мобильность и на какие категории персонала она будет распространяться в условиях России? Когда происходит переход от бумаг к электронному документу, который может быть доступен через Интернет дома, на работе (причем в любой части рабочего помещения), в гостинице, на вокзале, в аэропорту, в самолете, нет необходимости находиться на определенном рабочем месте, чтобы вас нашли, и не надо самому «двигаться за документом». Повсеместный доступ к информации и глобальные сетевые стандарты постепенно ликвидируют необходимость в офисе как в месте хранения и доступа к бумажным архивам, а мобильная связь — и как в «системе координат» для поиска людей. Это элитная, или управленческая мобильность, которая требует как в офисе, так и за его пределами, полноценного и качественного доступа к большинству офисной информации и к голосовой связи. Она нужна менеджерам и «профессионалам» — консультантам, адвокатам, банкирам, журналистам. Им без портативного компьютера не обойтись, и, кроме того, нужен широкополосный доступ.
Другая категория работников нуждается в полноценном доступе к Интернету, но на ограниченной площадке. Это врачи на территории клиники, техники по обслуживанию самолетов и прочих сложных машин, инженеры-строители, почти все из которых в самых передовых компаниях (например в «Мосэнке») экипированы портативными компьютерами. Мобильность третьей категории работников требует широкой площади покрытия, но достаточно простого обмена данными и стандартных транзакций. Это службы доставки, логистики, продаж, муниципального обслуживания. Нередко для них временной лаг в несколько минут не является критичным, и передается не вся экранная форма, а только изменения в ней (скажем, количество заказанных у «Цептера» чудо-кастрюль, экземпляров Британской энциклопедии или сумма страхового контракта).
Какие инструменты и технологии обеспечивают мобильность для всех этих категорий работников? Со стороны пользователя — это мобильный телефон любого поколения, портативный компьютер, разного рода карманные компьютеры (PDA), корпоративная телефония нового поколения (IP-телефония). С точки зрения общедоступных каналов связи для передачи данных — это активно создаваемые беспроводные сети широкополосного доступа Wi-Fi или еще более совершенные 3G и 4G, необходимые для работы в «дороге». Это городские «проводные» широкополосные сети по технологиям Metro Ethernet и ADSL, необходимые для организации «домашнего сегмента» для мобильного работника. В нынешних условиях России, да и Западной Европы, в условиях отсутствия вышеупомянутого широкополосного радиодоступа уже работающей альтернативой является GPRS, активно предлагаемый операторами связи, но еще пока недостаточно востребованный коммерческими потребителями.
С точки зрения компаний, это должно означать наличие разветвленных информационных систем, которые делают доступными на расстоянии электронные документы или электронные взаимодействия. Если технологические «трубы» не наполнены содержанием, то говорить о мобильности бесполезно: человеку все равно придется работать с бумагой и ехать за ней в офис. По данным ряда исследований, число регулярных пользователей широкополосных беспроводных сетей типа Wi-Fi в США вырастет с 4,2 миллиона человек сегодня до 31 миллиона в 2007 г., а число зон доступа составит десятки тысяч. «Мы ожидаем, что Интернет должен отныне быть везде — в гостиницах, школах. Мы плавно переходим от одной зоны доступа к Интернету к другой. Он вплетен во все, что мы делаем», — говорит профессор Иллинойского университета Каролин Хейторнуэйт. А рост производительности труда мобильных работников, по ряду подсчетов, может составить 27%.
Проблемы
Для крупных организаций все эти инновации означают появление массы дорогостоящего и уязвимого оборудования, находящегося в распоряжении географически разбросанных работников. Утрата такого оборудования сотрудником может принести ущерб, в разы превышающий его бухгалтерскую стоимость. От похищенного ноутбука с конфиденциальными документами до мобильного телефона, на котором вдоволь наговорились с Австралией до того, как он был отключен. Во-первых, отныне очевидна необходимость учета, отслеживания и защиты все более многочисленных переносных устройств, которыми пользуется персонал. Во-вторых, требуется защитить данные, находящиеся как на мобильных устройствах, так и в корпоративной сети.
Компаниям надо прийти к пониманию того, что мобильность запретами не остановишь, и сотрудники сами спонтанно начнут пользоваться «дикими» переносными устройствами, если этот процесс вовремя не канализировать. Угроза — неконтролируемый зоопарк портативных компьютеров, телефонов, КПК всех мастей, конфигураций и поколений, «левые» программы и огромные расходы на поддержание всех этих периферийных устройств. На глазах у автора настройкой роскошного нового ноутбука вице-президента одного московского банка занимался молодой хлопец, отрекомендованный как двоюродный брат банкира — «соображает в компьютерах, а в банке никто этим не занимается». Можно это назвать решением проблемы?
Решения
В качестве решения данной проблемы имеет смысл стандартизировать три основных класса устройств: ноутбуки, мобильные телефоны и корпоративную телефонию.
Все остальные «приборы», в особенности КПК — под ответственность пользователя. Кроме единственного случая, когда КПК используются мобильным персоналом для конкретных служебных целей — таких, как заполнение заказа, получение ценового предложения или отслеживание груза. Такие КПК могут мгновенно связать мобильного работника с офисными системами благодаря связи по стандарту GPRS, передавая строгий минимум информации. В остальных случаях, как показывает опыт западных компаний, CIO предпочитают с КПК пока не связываться, считая их лишней обузой. Беспроводные КПК стали незаменимыми помощниками только в логистике, медицинском обслуживании, финансовой сфере. Приведем пример того, как выглядит мобильная часть информационно-коммуникационной системы в крупной западной компании:
- все сотрудники имеют выбор между всего двумя стандартными моделями переносных компьютеров одного производителя — вся разница между ними в весе и размере экрана;
- используется стандартное программное обеспечение, которое хранится и скачивается с централизованного сайта — раздела внутреннего портала;
- служба поддержки «виртуально» централизована. В интранете есть раздел, куда сотрудники обращаются для решения своей проблемы — со своего компьютера или, если он сломан, с компьютера коллеги. С сотрудниками службы поддержки можно связаться и по телефону. Вначале набор меню позволяет сотруднику попробовать самостоятельно решить проблему, а если это не получается, он оставляет электронную заявку. С ним связывается один из сотрудников центра технической поддержки, который может по компьютерной сети «зайти» в «проблемный» ноутбук и попробовать устранить проблему. Этот «ремонтник» может находиться в любой точке земного шара, в зависимости от времени суток — Москве, Амстердаме, Сан-Франциско;
- все компьютеры раз в день перекачивают хранящуюся в них информацию в архив, где содержимое жесткого диска записывается на оптических дисках в защищенном месте, что устраняет опасность утраты децентрализованной информации компании;
- все компьютеры имеют адаптер для беспроводного доступа в Интернет, как для подключения внутри офиса, так и в общественных местах через зоны доступа Wi-Fi;
- переносной компьютер может иметь установленную программу-телефон с рабочим номером телефона сотрудника, то есть превращается в офисный мобильный телефон в любой точке мира, где есть доступ в Интернет. В целом, офисная телефония, работающая через Интернет, или IP-телефония, является одним из новых элементов мобильности.
Николай Ермошкин
Текст www.cio-world.ru
Изображение www.computerra.ru