Нурлан Аселкан: «На орбите находится не спутник «КазСат», а зомби». На минувшей неделе в прессе со ссылкой на информацию пресс-службы Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева появились сообщения, что функционирование спутника «КазСат-1» восстановлено после технического сбоя.
Также сообщалось, что российские и казахстанские специалисты установили причины нештатной ситуации со спутником "КазСат-1", возникшей 8 июня 2008 года, а в Центре Хруничева провели работы, в результате которых функционирование спутника было восстановлено. Однако все оказалось не так просто и безоблачно. Мы обратились с рядом вопросов к президенту компании Space Energy и по совместительству шеф-редактору специализированного издания "Аэронавигация" Нурлану Аселкану, который "разогнал" тучи над "КазСатом". Вернее, под ним.
- Нурлан, в настоящее время вокруг "КазСата" ходят самые разные слухи. Расскажите, пожалуйста, что же происходит со спутником на самом деле?
- С "КазСатом" происходит следующее. Как известно, на июньской пресс-конференции руководитель Национального космического агентства Талгат Мусабаев сказал, что, возможно, до конца октября текущего года произойдет разрядка аккумуляторов уходящего в тень аппарата и так называемая перезагрузка. Последние сведения таковы: управляемость аппаратом восстановлена, и его вернули в точку состояния, в которой он должен был находиться в своем рабочем режиме. Потому что когда случился сбой, спутник начал кувыркаться и стал медленно дрейфовать на Запад. В итоге он "добежал" до 88 градусов восточной долготы. А сейчас его вернули обратно на 103 градуса восточной долготы. Сейчас изготовители аппарата (Центр Хруничева) громогласно заявили, что аппарат восстановлен и т.д. в этом роде. Насколько же мне известно, аппарат действительно стоит в первоначальной точке, но его работоспособность вызывает очень много вопросов. Фактически, главный оператор со стороны Казахстана - Республиканский центр космической связи - не заявлял о том, что спутник подключен и является рабочим. Я же выскажу мнение, которое разделяют очень многие специалисты.
Действительно, управляемость аппарата восстановлена, а вот о его работоспособности стоит забыть. По сути, на орбите находится зомби, который может служить учебным пособием для опыта управления аппаратом в кризисных ситуациях, в условиях аварий. Но как коммерческий спутник для коммерческих пользователей - для телеканалов, операторов связи - он, безусловно, не имеет интереса и значения. Ведь даже если его работоспособность на какое-то время будет восстановлена, я думаю, ни один серьезный потребитель, имея в виду кризисные дни начала июня, когда многим телекомпаниям пришлось в течение суток "пересаживаться" на другие спутники, не станет с ним связываться. Ситуация осложняется и окончательно запутывается еще и потому, что спутник до сих пор не объявлен погибшим, хотя фактически является неработоспособным. В связи с этим страховая компания не выплачивает страховых выплат, и в результате ситуация складывается патовая. С одной стороны спутник вроде как управляется, с другой - сигнал от него не поступает. И даже если поступит, где гарантия, что через несколько дней он опять не прекратится?
Те компании, которые в свое время под административным давлением были переведены на работу с "КазСатом", в течение уже пяти месяцев работают с американскими спутниками, и, насколько я знаю, у них нет планов опять перейти на столь ненадежную технику. И их можно понять. Я думаю, что какого-то позитива здесь ждать нечего. Конечно, для всех было и остается шоком, что после двух лет работы дорогостоящий аппарат практически продемонстрировал свою недееспособность. Впрочем, этого и стоило ожидать, потому что мы не купили серийный спутник, серийную платформу в той же России, или во Франции, или в Америке. Это все равно, что вы покупаете не отработанную компьютерную платформу для своего офиса, а неизвестно у кого и что сделанное, тем более еще и дебютирующее. Потому и результаты такие плачевные.
- Вы обмолвились о страховке. Насколько я понимаю, речь идет о том, что Казахстану выгоднее признать гибель "КазСата" для того, чтобы хотя бы "вытащить" часть вложенных в него средств через страховку, а не надеяться на чудо?
- Я думаю, что да. Было бы лучше для потребителей и для государства признать гибель спутника и начать все сначала. Страховая компания сразу бы начала непростые переговоры с потребителями на предмет момента наступления страхового случая, размеров выплат. По крайней мере, это было бы цивилизованно. Ведь и это тоже входит в коммерческую схему работы аппарата, то есть все должны знать, что в случае неработоспособности аппарата будет выплачена страховая сумма.
- Как вы думаете, кому нужно создавать очередной миф вокруг "КазСата"?
- Этой информацией я не владею, но меня не покидает ощущение, что вокруг всего этого идет не совсем и не всем понятная возня. Вроде как и спутник не работает, но тут заявляют о его работоспособности, и страховых выплат не производится… Во всяком случае, это совсем не похоже на услуги, которые предоставляет нормальный оператор спутниковой связи казахстанским потребителям. Крайне непохоже. Поскольку, если мы обратимся к услугам "ИнтелСата", то все специалисты в курсе, что у него есть мощнейшее резервирование, что выход одного, двух, трех спутников фактически не наносит ущерба системе, что он имеет аппараты с большим сроком службы, что платформы его реально работают 10-12 лет.
- Как вы думаете, что сейчас нужно предпринять Казахстану в сложившейся ситуации?
- Ну, наверное, перестать покупать неизвестно что, в первую очередь. Проанализировать ситуацию и создать механизм, который поможет устранить первопричины произошедшего. Разбор аварий в космонавтике всегда бывает двух вариантов: либо происходит констатация факта, наказание виновных и дальнейшая эксплуатация, либо, что сложнее, происходит устранение первопричин. Это очень большая проблема как в авиации, так и в космонавтике, поскольку это зачастую предполагает даже покушение на устои.
- Были ли извлечены какие-либо уроки из аварии "КазСата"?
- Я как раз хотел сказать по этому поводу. У нас давно объявлено о создании сети спутников другого типа - дистанционного зондирования земли, которые будут снимать с орбиты территорию Казахстана и передавать информацию для пользователей (к примеру, геологоразведователям, чээсникам и проч.). Уроки из печального опыта "КазСата" все-таки были извлечены, так как первый тендер по спутникам дистанционного зондирования был отменен. Напомню, что его выиграла российская компания. Но примерно год назад наше Национальное космическое агентство заявило, что техническое задание с нашей стороны было составлено не совсем грамотно, и, в итоге, тендер был отменен. После этого были привлечены российские специалисты для подготовки технического задания. Среди них был и господин Графодацкий, который имеет отношение к созданию низкоорбитальной системы связи "Гонец". Консультации российских специалистов, как заявило руководство "Казкосмоса", позволили более грамотно сформулировать техническое задание и провести тендер на более разумных основаниях. Насколько я знаю, тендер этот еще не завершен, но в нем участвуют ведущие компании Запада, России, но окончательно решение еще не принято. То есть здесь явно присутствуют выводы из горького опыта "КазСата". Мы постепенно доходим до того, что тендеры должны проводиться как можно более прозрачно и охватывать как можно больший круг участников.
- Произошли ли какие-то ощутимые сдвиги в космической отрасли Казахстана с момента аварии "КазСата"?
- Сдвиги произошли, и достаточно интересные. Например, тот факт, что в бюджете, принятом на три года (с 2009 по 2011 годы), достаточно большие средства выделены на реализацию космической программы. Насколько мне не изменяет память, это немногим менее 100 миллионов на 2009-й год и порядка 200 миллионов долларов на 2010-й и столько же на 2011-й год.. Общая сумма бюджета, таким образом, превышает полмиллиарда долларов. Эта цифра смело вводит нас в первую десятку стран по освоению космического пространства по вкладываемым средствам. Думаю, это одна из причин того, что к казахстанскому космосу приковано пристальное внимание за пределами страны. Практически все интересуются, какое направление выберет Казахстан в плане создания своей орбитальной группировки, какие позиции будут обсуждаться на переговорах с Российской Федерацией по поводу использования "Байконура".
- Кстати, в последнее время ходят слухи, что в ближайшие годы Россия может покинуть "Байконур". Насколько возможна подобная перспектива?
- На днях состоится заседание российско-казахстанской подкомиссии по космодрому "Байконур". Обычно на таких заседаниях рассматриваются очень интересные вопросы. Как известно, полгода назад руководство России заявило о создании нового космодрома "Восточный" на Дальнем Востоке. И поставило это фактически в ранг национальной задачи. План России - осуществить первый пуск с "Восточного" не позднее 2015 года, а первый пилотируемый пуск - не позднее 2018-го. На многочисленных встречах руководителей России и Казахстана российская сторона всячески уверяла, что строительство нового космодрома на Дальнем Востоке никоим образом не повлияет на дальнейшее развитие "Байконура".
- А на самом деле?..
- Я думаю, если космодром "Восточный" будет запущен на полную мощь, дублирующий его "Байконур" будет просто невыгоден российской стороне. Ведь стоимость его аренды - 115 миллионов долларов в год…
- …и мы останемся с кучей металлолома…
- Если ничего не делать - тогда, пожалуй, да. Но мне кажется, что строительство "Восточного" - непростая задача. Есть сомнения, что россияне уложатся в этот срок. Тем не менее, задачи поставлены, необходимые средства выделяются, и уповать на случайность нет смысла. Фактически, "Восточный" будет находиться на одной широте, что и "Байконур", кроме того, еще и на федеральной территории. Если на нем будут осуществляться пуски тяжелых ракет-носителей, а потом и управляемых ракет, то он фактически будет дублировать "Байконур". И России будет просто невыгодно содержать два одинаковых и весьма дорогостоящих объекта. Но в связи с этим премьер-министр Казахстана дал задание разработать варианты действий на случай уходы России с комплекса. Ведь на самом деле, на "Байконуре" можно сделать большие деньги. Но это уже тема отдельного разговора.
Беседовал Игорь ХЕН
Текст www.camonitor.com