Директор компании Space energy Нурлан Аселкан склонен полагать, что будущее у казахстанской космической отрасли есть, Казкосмос учится на своих ошибках.
21 января в Астане состоялось расширенное заседание коллегии Национального аэрокосмического агентства, на котором были подведены итоги прошлого года и обсуждены перспективы на будущее. Потеря спутника "КазСат-1", обошедшегося стране в 65 миллионов долларов, поставила вопрос о состоятельности руководителей "Казкосмоса". Ведь Казахстан заказал второй спутник, сделанный на платформе "КазСата-1" и уже стоящий на стапелях на заводе Хруничева. В конце минувшего года создалось ощущение, что скоро начнется большая "чистка" в космическом агентстве, и причины тому были. Однако наш постоянный собеседник и эксперт, директор компании "Space energy" Нурлан Аселкан склонен полагать, что будущее у казахстанской космической отрасли есть, а "Казкосмос" все-таки учится на своих ошибках.
Нурлан, вы лично присутствовали на заседании коллегии. Какое первое впечатление?
- То, что я услышал на заседании, внушает оптимизм. Несмотря на критику, которая была высказана - в том числе и премьер-министром Каримом Масимовым. Сейчас ясно обозначились какие-то конкретные действия. Дело в том, что внимание к отрасли очень большое, потому и ответственность очень большая, и мы были свидетелями больших провалов, таких, как гибель спутника "КазСат-1", но тем не менее...
Летом вы говорили о том, что в ситуации со спутником "КазСат-2" Казахстан, скорее всего, наступит на те же самые грабли. Вот только удар будет более чувствительным. Как обстоят в настоящее время дела со вторым спутником?
- Несмотря на трудности, даже такие большие, как гибель первого спутника, определенные уроки извлечены. Для "КазСата-2" сейчас делается следующее: казахстанская сторона жестко поставила вопрос об обновлении бортового оборудования. Вместо российской бортовой цифровой вычислительной системы будет установлена аналогичная французская, совершенно иного уровня надежности и качества. В общем, оборудование будет заменено. Другое дело, что в этой связи стоимость проекта увеличивается, и сроки разработки и запуска спутника "КазСат-2" сдвигаются. Российская сторона просит на это еще два года. Сроки очень неоднозначные, так что еще будут вестись переговоры.
Какие наиболее важные вопросы были рассмотрены на заседании коллегии?
- Достигнут прогресс в приобретении Казахстаном орбитальных точек стояния. Ведь в свое время существовала проблема, заключавшаяся в том, что "КазСат-2" мы вынуждены были покупать, поскольку Россия вместе с ним предоставила и собственную точку стояния, о наличии которой Казахстан в свое время не позаботился. Сейчас вроде как принята заявка Казахстана, и вскоре наша страна получит в свое распоряжение орбитальную точку стояния 58,5 градуса восточной долготы. Это говорит о том, что у будущего спутника появится собственная точка стояния, и мы уже не будем связаны необходимостью приобретения у кого-то готового спутника с чьей-то готовой точкой стояния.
Кроме того, с июля этого года на Байконуре начнется строительство технического комплекса для ракетного комплекса "Байтерек". Дело в том, что пока не совсем ясны перспективы его разработки, то, насколько надежной будет работа ракетоносителя "Ангара", положенного в основу данного проекта, но казахстанская задача приступить к строительству стартового комплекса начинает, как говорится, обретать "плоть и металл".
А в феврале текущего года начнется реализация проекта сборочно-испытательного комплекса в городе Астана. Выделяется земельный участок в 30 гектаров, и с помощью известной европейской компании EADS Astrium, которая является стратегическим партнером "Казкосмоса", впервые будет создано производство космических компонентов и элементов космических аппаратов с перспективой сборки собственных спутников. Проект очень дорогостоящий, очень амбициозный, и это первый шаг к тому, чтобы перейти от простого и примитивного использования чужой техники к созданию и разработке собственной.
Насколько реально получение Казахстаном компенсации от страховых агентств по первому спутнику?
- По "КазСату-1" уже начались реальные продвижения. 28 февраля Казахстан предоставит в страховые компании так называемую доказательную базу по определению сумм и страхового случая. После этого согласно контракту должны пройти 60 суток, в течение которых страховые компании и перестраховщики определят состоятельность и доказательность аргументации, которую предоставит наша сторона. После этого будет приниматься решение о выплате. Я думаю, что механизм страховой компенсации запущен, и по прошествии всех этапов, необходимых для сбора фактов, обоснования и так далее, страховые выплаты Казахстаном в итоге будут получены.
То есть я считаю, что, несмотря на огромные проблемы, которые были в прошлом году, несмотря на то, что отрасль создается с нуля, практические шаги уже видны. Я думаю, что уже к концу года появятся определенные результаты, которые можно будет "потрогать руками" и убедиться, что отрасль живет и работает.
На заседании коллегии глава Национального аэрокосмического агентства Талгат Мусабаев сообщил, что Казахстан будет самостоятельно выдавать разрешения на посещение космодрома "Байконур". Можно более подробно об этом?
- Это очень большое в юридическом плане продвижение. Дело в том, что до сего дня существовала уродливая практика. Поскольку Байконур находился в аренде у Российской Федерации, то вся разрешительная часть оставалась за нашими соседями. То есть за 45 суток подавались заявки, и не только простые посетители, но и специалисты, акимы, министры вынуждены были ждать получения разрешения со стороны России. Сейчас Байконур постепенно, шаг за шагом, переходит в управление Казахстаном. Такая цель поставлена, и официально заявлено, что Казахстан по согласованию с Российской Федерацией и другими партнерами начинает набирать все больший вес на Байконуре, и постепенно управление Байконуром переходит к нашей стране. Данное согласование стало первым шагом к этому. Здесь нет никакого усложнения процедуры. Напротив, это совершенно естественный порядок: казахстанские официальные органы будут рассматривать заявки и выдавать разрешение на посещение, как и положено в нормальной стране и в нормальных условиях. Я думаю, что с этой точки зрения какие-то необоснованные запреты, которые были вызваны действиями российских военных, уйдут в прошлое. Казахстан будет полноправным распорядителем прав на посещение данного комплекса.
В минувшем году Казахстан и Индия отметили 15-летнюю годовщину установления дипломатических отношений. Говорят, что подготовлен межведомственный меморандум с Индией о сотрудничестве в области космической деятельности, который планируется подписать в Дели во время визита в Индию Нурсултана Назарбаева. Есть ли информация, о чем конкретно этот меморандум?
- Индия, как и некоторые другие азиатские страны, - один из лидеров в космической сфере. Во время визита президента Назарбаева в Дели, который намечается на конец января, казахстанская сторона предложит индийской стороне подписать меморандум, в котором в том числе будет согласована и совместная позиция в отношении приобретения точек стояния. Нам очень важно заручиться согласием наших основных партнеров, которые работают в этом регионе, на то, что Казахстан будет приобретать позиции для своих спутников. Поскольку у нас близкие меридианы, многие спутники, которые обслуживают индийскую территорию, потенциально способны работать и в Казахстане. И поэтому согласование данных позиций станет большим продвижением. Это будет не декларативный меморандум, а самый что ни на есть серьезный. Это даже такая разрешительная процедура на то, что Казахстан приобретет точку стояния по соседству с Индией. Это очень важно. Кроме всего прочего, Индия может поделиться правильным выбором приоритетов и опытом (причем, передовым) создания ракетно-космической отрасли в условиях нехватки средств и развивающейся экономики. У Индии есть чему учиться и не только нам, но и многим развитым странам.
В общем, есть ли будущее у космической отрасли в Казахстане?
- Да, я как раз собирался об этом сказать, но вначале хотел бы передать атмосферу заседания коллегии. Все как-то накинулись на Талгата Мусабаева, но как бы то ни было, появилось ощущение некоего оптимизма. Ведь вместо всех этих разговоров, плакатов и планов, которые мы наблюдали и слушали годами, сейчас прозвучала информация о практически разрабатываемых планах создания отрасли, о том, что отведены участки, отведены помещения, найден стратегический партнер, который вкладывает свои средства и технологии. Наконец-то проявили себя во всей своей мощи наши подготовленные специалисты, те, которые управляли "КазСатом-1". Они помогли отстоять наши позиции на непростых переговорах по вопросам выплаты страховки. Они провели работу по приобретению точек стояния. Они вполне представляют себе тот облик аппарата "КазСат-2", который нам нужен, с учетом ошибок в случае с "КазСатом-1". Видно, что работа была проведена, были набиты шишки, и из этого сделаны правильные выводы.
Игорь Хен
Текстwww.camonitor.com
Фото www.news.ferghana.ru