© 2026 Neonomad

Пятна на солнце

Нурлан Джиенбаев, директор компании ND and Co, - человек во всех смыслах энергичный. Он на протяжении многих лет неустанно трудится над созданием автономных установок на солнечных батареях, генерирующих электричество, и добился в этом весьма впечатляющих результатов.

Имеются и некоторые коммерческие успехи. Однако изобретатель принципиально против того, чтобы продавать собственные разработки на Запад или на Восток – он верит, что Казахстан может и сам выпускать высокотехнологичное оборудование.

Солнечной энергетикой я заинтересовался давно, еще лет двадцать назад. Года с 2000-го со своей командой стал устанавливать системы дачникам, егерям. Фактически это были эксперименты, которые мы ставили, еще не создав компанию. Мы давали людям какие-то основные блага цивилизации – свет, телевизор со спутниковой антенной. В 2004 году нам предложили поучаствовать в одном международном некоммерческом проекте, и, чтобы получить спонсорские средства, нам пришлось создать ТОО. Начиная с прошлого года мы активно сотрудничаем с ПРООН, поставили в неэлектрофицированные районы несколько крупных станций, обеспечивающих в отдельно взятом доме работу всей бытовой техники, включая холодильники, микроволновые печи. В прошлом году мы сдали в эксплуатацию самую крупную станцию в СНГ мощностью 10 кВт/ч в парке информационных технологий (ПИТ) Alatau IT City. Экономия электроэнергии в месяц составляет более одного МВт. Это своего рода показательный образец. В ПИТ должны были протянуть линию за полтора миллиарда тенге, чтобы обеспечить парку 32 МВт в год. Мы сделали установку стоимостью 26 млн тенге, дающую 40 МВт в год. Чувствуете разницу? К тому же речь идет об энергии солнца, то есть нет никакого загрязнения окружающей среды. А чтобы обслуживать ее, нужна одна уборщица и четыре охранника, а не десяток электриков. Вот такие на сегодня успехи.

Как я понимаю, все, чего вы добились пока, – это, при всем уважении, единичные проекты, зачастую некоммерческие. Вы ведь на проекте в ПИТ ничего не заработали, не так ли? Вам уже предлагали продать технологию и получить за это действительно серьезные деньги?

Мы демонстрировали свои разработки на международных выставках в Китае, в Испании, в других странах. В результате действительно поступило несколько предложений. Первый вариант нас вовсе не устраивал – одна компания хотела выкупить нашу технологию, мы же готовы были предоставить только лицензию, скажем, на год с последующим продлением контракта. У нас уже был один не очень удачный опыт, когда мы продали в 2000 году одну нашу разработку. Сейчас она в мире используется, но нам от этого, как говорится, ни холодно ни жарко. Мы получили разово не такие уж большие деньги, истратили их и остались ни с чем. Рожать каждый год суперидею, проводить расчеты, затем – испытания, в итоге патентовать результаты исследований, а потом продавать идею и жить на эти деньги весь следующий год – такого никогда не будет. Этим проектом мы занимаемся восемь лет – вот и делайте выводы. Второе предложение было более интересным – инвестор обещал предоставить нам оборудование, людей, финансы. Но для этого команда должна была переехать в Китай. А нам хотелось, чтобы производство располагалось в Казахстане.

Ну а как же фактор глобализации? Вам дают шанс максимально быстро реализовать вашу идею, запустить серийное производство, пусть и не в Казахстане, а вы отказываетесь от него?

Да, отказываюсь. Нам нужно здесь строить заводы. Я хотел бы, чтобы производство, где будет использоваться наша технология, было открыто в Казахстане. В этом случае мы будем платить налоги здесь, сюда пойдут деньги от экспорта продукции… Хотелось бы, чтобы все именно так выглядело. Иначе повторится та же ситуация, что и с нашей нефтью. Вы же видите – месторождения мы отдали за бесценок, теперь нам перепадает неизвестно какой процент от нашего же богатства. Да и производство такого рода экономически целесообразно открывать именно у нас. Сначала завод по изготовлению кремниевых пластин, преобразующих солнечную энергию в электрическую. Инвестиции в фабрику фотоэлементов почти одинаковые что в Китае, что в Японии, что в США, что в Казахстане, потому что основной пункт здесь – это оборудование. Ручного труда нет. Я был на многих такого рода заводах средних размеров – на них работает 20-25 человек. Оператор нажимает на кнопку, запускается процесс выращивания монокристалла, когда он завершается, робот его распиливает, прикрепляет контакты – и все. Это не материнские платы для компьютеров паять или автомобили собирать – большого штата не требуется. Основные же операционные расходы в таком производстве – это сырье. А сырье в Казахстане для фотоэлементов есть. Значит, себестоимость будет ниже, чем у конкурентов. Следующее звено – наша установка, которая создает оптимальные условия для выработки электроэнергии и ее распределения в автономной системе. Практически все комплектующие для нее в Казахстане делают. А значит, мы можем выпускать конкурентоспособную продукцию. Зачем в таком случае мне ехать с этой идеей в Китай, если и здесь имеются вполне подходящие условия для ее реализации?

Но вы ведь до сих пор не нашли инвестора в Казахстане?

Завод фотомодулей стоит не меньше $100 млн. Первые полтора-два года отнимают строительство, закупка и монтаж оборудования, обучение персонала. То есть расходы огромные, а доходов первое время – ноль. Точка окупаемости проекта наступает лет через восемь-десять, если работать только на локальный рынок. Частные казахстанские инвесторы у нас на такое идти и в лучшие времена не желали, они смотрят не дальше своего носа, их предел планирования – три года. И я их отчасти понимаю. Допустим, часть необходимых средств у инвестора найдется, а за остальными он пойдет в банк. Там можно получить деньги. Даже сейчас можно. Однако ставки и условия такие, что ни один производитель их не потянет. Если заниматься «купи-продай», может, и выгодно такие долги на себя вешать, но о производстве лучше и не думать. Поэтому, я полагаю, средства в индустриальные и высокотехнологичные проекты должно вкладывать непосредственно государство и получать в них долю.

Но ведь общеизвестно, что государство – худший менеджер. Особенно такое, как наше. Я уже не раз слышал от собеседников жалобы на чиновников, которые совершенно не разбираются в отраслях, за которые отвечают.

И я могу пожаловаться. Когда мы осуществляли проект с НИФом, я четыре раза подавал в Министерство индустрии и торговли заявку на экспертную оценку. Я просил подтвердить, что светодиодные лампы мне для проекта нужно закупать за границей, потому что у нас в стране их не изготавливают. Мне четыре раза в ответ писали, что раз в Казахстане светодиодов нет, то они мне и не нужны. Это все равно что вам бы сказали: «Газету выпускайте без типографской краски!» А вы бы объясняли упорно, что без нее ничего не видно. Ну, с пятого раза у меня получилось – они сказали, что мне все-таки нужны импортные лампы. Что тут скажешь? В экспертные советы нужно приглашать людей, которые работают в той или иной области, чтобы они могли популярно объяснить чиновникам, что да как. А то сегодня в министерствах всякое могут написать. Могут дать заключение, что нужно строить, условно говоря, аккумуляторный завод, хотя в радиусе 250 км три таких стоят. Или могут решить, что корабли на Каспии необходимо строить, потому что мы – морская держава.

То есть вы подтверждаете, что уровень специалистов в министерствах низкий?

Там разные люди работают, но в основном – да, низкий. И все же я считаю, что нет другого пути, кроме как государству входить в подобные проекты. Только надо привлекать настоящих экспертов, подобных тем, к которым обращаются международные венчурные фонды. Такие специалисты владеют всей картиной, причем не только в отдельно взятой стране, но в глобальном масштабе. Например, я прихожу и говорю, что на такой-то частоте мобильные телефоны будут работать лучше, потому что базовую станцию достаточно поставить одну на тысячу квадратных километров – и показываю свои выкладки. Инженеру проверить, правду ли я говорю, труда не составит. Да, могут быть какие-то погрешности в цифрах – оборудование в реальности всегда работает немного по-другому, нежели на бумаге. Но это все не так страшно. И вот эксперты смотрят на эти доказательства и говорят: «Знаете, такой проект уже запустили год назад в США, у них результаты будут чуть хуже, но уже через месяц». Или, наоборот, делают заключение: «Впервые видим нечто подобное, можно переходить к расчетам по маркетингу». Дальше в правительстве считают, сколько нужно вложить средств и через сколько лет вернутся инвестиции.

То есть вас полностью устроило бы сотрудничество с государством? А частные западные или восточные инвестиции вам не по душе?

Я много раз был в Китае, и, на мой взгляд, китайцы превратили себя в рабов так называемых развитых стран. Частному иностранному инвестору я готов отдать долю в моем бизнесе, даже 49%, но не больше. Иначе я не вижу смысла работать и развивать проект.

Потянет ли государство такие расходы, о которых вы говорите?

Ну не о космических же кораблях идет речь. Надо вести отбор проектов, исходя из их целесообразности.

Вы лично, как я понимаю, за деньгами не гоняетесь?

Ну почему же. Когда мы ставим станции в Таджикистане, Узбекистане, России, мы получаем неплохую прибыль. В Казахстане нам заказы делает та же ПРООН – мы на этом зарабатываем, а организация продвигает в стране идею альтернативной энергетики. К тому же у нас издержки низкие. Западные компании за обучение специалиста, которые желает собирать солнечные станции, берут несколько тысяч евро. А у нас те, кто хотят получить такие знания, бесплатно участвуют в монтаже. То есть и у нас никаких расходов, и у них. Разве что билет им нужно на самолет купить и гостиницу снять на пару дней, но это в любом случае другого порядка цифры, чем у наших европейских коллег.

Как вы полагаете, есть перспективы у вашего дела?

Знаете, мы все понемногу осознаем, что наши энергетические источники, находящиеся в земле, исчерпаемы. Нефти осталось лет на 25-30. Угля, конечно, очень много, но ТЭЦ дают огромные выбросы углекислоты в атмосферу, что приводит к парниковому эффекту – про последствия вы и без меня знаете. Ветер же и солнце не кончаются. И извлечение энергии из этих источников не несет в себе никаких угроз. Так что я за свою отрасль спокоен. Человечеству неизбежно пригодятся все разработки такого рода. Наши в том числе.

Игорь Переверзев

Текст www.and.kz

Рисунок www.seccoinc.com

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости