Кадр из киноэпопеи «Казахское ханство» – сайт qazaqeli550.kz
Кадр из киноэпопеи «Казахское ханство» – сайт qazaqeli550.kz

Сегодня независимый Казахстан находится под мощным идеологическим прессингом со стороны различных экстремистских религиозных организаций, которые пытаются разрушить духовные опоры казахстанского общества. Зачастую радикальные религиозные течения имеют конкретные «порты прописки» в виде тех или иных стран, которые преследуют свои далеко-идущие геополитические цели. Для сохранения духовного суверенитета и политической независимости нашей страны мы должны придерживаться традиционного для нашего общества ханафитского мазхаба.

Стиль жизни и одежда

Наиболее ярким проявлением глобальной борьбы за души наших сограждан стала развернувшаяся в нашем обществе дискуссия вокруг внешних атрибутов веры, в частности формы и стиля одежды. Известно, что радикальные салафиты, в своем фанатичном стремлении к первозданным истокам ислама, не только буквалистски воспринимают Коран и Сунну, но и пытаются полностью следовать средневековому образу жизни характерному для эпохи первых мусульман.

Они старательно копируют стиль одежды и прически того времени, так в частности они бреют головы, носят длинные не расчесанные бороды, узкие и короткие штаны. Таким образом, они пытаются внешней формой компенсировать недостаток внутреннего содержания, что впрочем, для любого здравомыслящего человека выглядит глупо и нелепо.

Согласитесь, что люди решившие носить очки для придания себе интеллигентного вида, не становятся от этого более умными и образованными.

Поверхностные атрибуты веры не способны компенсировать отсутствие духовной глубины в человеке, наоборот искусственное акцентирование внешних проявлений религиозной традиции, практически безошибочно указывает на ущербность его религиозного сознания и отсутствия истинного понимания религиозных ценностей.

Впрочем, в этом радикальные салафиты мало чем отличаются от последователей других нетрадиционных религиозных  движений, таких, например, как кришнаиты, которые также смотрятся крайне забавно в своих индуистских одеяниях и прическах на улицах казахстанских городов. Еще более странно последователи этих радикальных течений в своих религиозных одеяниях, выглядят во время суровой и долгой зимы характерной для северной Евразии.

Национальная одежда каждого народа соответствует тому природному климату и географической местности, где он проживает. Догматический подход и строгое соблюдение канонов одежды жаркой Аравии в условиях казахстанской зимы может привести неофитов к весьма печальным последствиям.

В целом, погоня за особым уникальным стилем свойственна в основном подростковым и молодежным движениям, которые таким образом пытаются утвердить свою зыбкую идентичность.

Неокрепшие молодые души пытаются найти опору в определенной социальной группе, обозначая свою принадлежность к ней особыми знаками: «ирокезами», вызывающим макияжем, татуировками, кожаными куртками и так далее.

Короткие штанишки и бороды – это идеологическая манифестация радикального салафизма – символический вызов традиционному умеренному исламу, который мы должны правильно оценить и найти адекватные меры противодействия религиозной радикализации молодежи.

Единственным эффективным инструментом в этой идеологической борьбы является опора на знания и традиции наших предков. Необходима проповедь здорового консерватизма и призыв к молодежи следовать путем собственных предков, никогда не превращавших одежду в религиозный символ и повод для раскола духовного единства нации.

Хиджаб и девушки

В последнее время своеобразным символом мусульманской формы одежды стал хиджаб. Дискуссии вокруг его ношения в публичных местах звучат практически во всех странах мира, не стал исключением и Казахстан.

При этом многими учеными отмечается, что хиджаб до ислама существовал в Иране и Византии, в то время как  среди арабов-язычников хиджаба не было.

Таким образом, традиция ношения хиджаба была заимствована арабами у других народов.

Так, Джавахарлал Неру был убежден, что хиджаб заимствован исламом у византийцев и иранцев. В своей книге «Взгляд на всемирную историю» он пишет следующее: «Произошло еще одно крупное и достойное сожаления изменение, касающееся положения женщин. Среди женщин-арабок не существовала традиция ношения покрывала. Они жили не отдельно от мужчин, не скрываясь от них, наоборот, появлялись вместе с мужчинами в общественных местах, совместно совершали молитву, слушали проповеди и даже сами занимались чтением проповедей. Но арабы в ходе своих победоносных войн постепенно стали заимствовать традиции покоренных ими сверхдержав – Византийской и Иранской империй. Арабы нанесли поражение Византийской империи и полностью уничтожили Иранскую империю, но, тем не менее, сами оказались в плену непохвальных традиций этих империй. Согласно преданиям такие обычаи, как отделение женщин от мужчин и их затворничество, распространились среди арабов именно под влиянием Византии и Ирана. Постепенно формировалась система гаремов, и женщины, и мужчины отделились друг от друга».

Известный исследователь Вильям Дюрант своей книге «История цивилизации» отмечает: «В Древнем Иране были установлены очень строгие правила ношения хиджаба, и даже отцы и братья для замужних женщин считались чужими. После периода правления Дария женщина, особенно среди имущих классов, стала пользоваться все меньшими привилегиями. Женщины из бедных слоев населения, вынужденные для работы находиться в среде общества, сохранили свою свободу. Что касается других женщин, то предписанный им в период менструации срок нахождения в изоляции от общества постепенно продлевался и охватил весь период их социальной жизни. Данное обстоятельство считается своего рода источником ношения покрывала и затворничества женщин среди мусульман. Женщины из высших социальных слоев осмеливались выйти из дома, только сидя в паланкине, покрытом материями; им ни в коем случае не позволялось свободно общаться с мужчинами. Замужние женщины не имели права видеть ни одного другого мужчину, включая даже своих отцов и братьев. На древнеиранских рисунках, сохранившихся до наших дней, невозможно встретить ни одного фрагмента с изображением женщин и ни одного женского имени».

Здесь стоит отметить, что царь Дарий I активно воевал с нашими далекими предками – кочевыми племенами саков, а его тесть Кир II – основатель персидской державы Ахеменидов погиб в битве с воинами царицы массагетов Томирис. Согласно греческому историку Герадоту, она бросила голову Кира в мешок наполненный кровью, сказав: «Ты погу­бил моего сына, захватив его хитростью. Ты жаждал крови, так пей её теперь досыта!» Такая вот историческая ремарка, которая очень символична в контексте этой статьи.

Таким образом, обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен исламом.

Поэтому попытки позиционировать хиджаб в качестве своеобразного символа веры мусульманской традиции является не совсем исторически корректными и идеологически обоснованными.

Необходимо отметить, что образ жизни наших предков-кочевников в корне отличался от того что культивировался в оседлых государствах Востока. Познавательные наблюдения о жизни степняков и роли женщин в кочевом обществе оставил монах-францисканец Плано Карпини, который был послан в 1246 году папой Иннокентием IV к тюрко-монголам как посол и миссионер. Плано Карпини посетил как Золотую Орду, так и ставку великого хана.

Вот что он пишет: «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно. Стремена у них очень короткие; лошадей они очень берегут, мало того, - они усиленно охраняют все имущество. Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны, а некоторые и стреляют, как мужчины. Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаковым образом. Замужние же женщины носят один кафтан, очень широкий и разрезанный спереди до земли. На голове же они носят нечто круглое, сделанное из прутьев или из коры, длиной в один локоть и заканчивающееся наверху четырехугольником. Без этого убора они никогда не появляются на глаза людям, и по нему узнают их другие женщины. Девушек же и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины».

Восторженные отзывы о роли женщины в Золотой Орде оставил и известный средневековый арабский путешественник Ибн-Баттута: «В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них женщина. Они пользуются большим уважением, чем мужчины».

Все эти  исторические свидетельства говорят о том, что казахским девушкам не стоит  слепо следовать традициям других народов – одевая хиджаб, являющимся на самом деле условным и в чем-то мнимым символом ислама. Как сказано в самом священном Коране: «лучшее одеяние для верующего – это одеяние праведности».

Истинная вера не связанна с внешними атрибутами религии – одеждой, прической и другими поверхностными вещами.

Истинно верующий человек стремиться уделять все свое время и усердие внутреннему самосовершенствованию и духовному росту, не фокусируя свое сознание на формальных и малозначительных вопросах.