Изображение кобыза обнаружено на наскальных рисунках в районе древнего Улытау и Каркаралы (IV-VIII вв.). Предполагается, что среднеазиатский смычковый инструмент, подобный кобызу, через арабов и иранцев (у них и азербайджанцев он называется кеманча) попал в Византию и Испанию, стал предшественником скрипки.
В итальянском Турине неожиданно был издан альбом казахской народной музыки: «Раушан Оразбаева. Белый Лебедь» (Raushan Orazbaeba.Akku (Dunya Records). Неожиданно потому, что казахская народная музыка в отличие, скажем, от грузинской или тувинской не избалована вниманием со стороны западных и отечественных фирм грамзаписи.
До этого чуть ли не единственным альбомом с традиционным музыкальным репертуаром Казахстана оставались «Песни для Джамили» (Songs for Dshamilja (Manas Records), которые, как и композиции Раушан Оразбаевой, имеют южноказахстанское происхождение.
Вы, возможно, помните, что Данияр, герой Чингиза Айтматова, влюбленный в Джамилю, был вынужден провести большую часть своей жизни в безбрежных просторах южной казахской степи. «В его песнях почти не было слов, без слов раскрывали они большую человеческую душу... Они не походили ни на киргизские, ни на казахские напевы, но в них было и то, и другое. Музыка Данияра вобрала в себя все самые лучшие мелодии двух родных народов и по-своему сплела их в единую неповторимую песню. Это была песня гор и степей, то звонко взлетающая, как горы киргизские, то раздольно стелющаяся, как степь казахская» (Чингиз Айтматов. «Джамиля»).
Большинство композиций «Песен для Джамили» записаны фольклорно-этнографическим ансамблем «Казына» из Шымкента. На диске представлены исключительно кюи (инструментальные произведения, каждое из которых может исполняться подолгу, даже в течение трех дней) лучших казахских композиторов последних веков, таких, как Дайрабай (XVII в.), Сугыр (XIX–XX вв.), Ыкылас (1843–1916 гг.). Последний систематизировал музыкальное наследие легендарного земляка Раушан Оразбаевой – Коркута, кюи которого на кыл-кобызе исполнены ею в альбоме «Белый Лебедь».
Само возникновение музыкального искусства казахского народа связано, по преданию, с именем Коркута. Народ приписывает ему и создание одного из древнейших музыкальных инструментов Востока – кобыза. Коркут – герой эпического цикла «Китаби дэдэм Коркут» («Книга моего деда Коркута»), памятника древней культуры тюркоязычных народов.
Казахи, отдавая должное Коркуту как родоначальнику игры на кобызе и первому исполнителю кюев, называют его Кюй атасы – отец кюев. Издревле игре на кобызе приписывается чудесное свойство избавления от недугов, страданий и даже смерти. Легенда о Коркуте гласит: пока звучал его кобыз, более 200 лет смерть была не властна над ним, но смолкла музыка, и остановилось сердце музыканта.
Большинство легенд повествует о создании определенного кобызового кюя. В настоящее время таких кюев, приписываемых по традиции Коркуту, насчитывается около 20. Художественным руководителем «Казына», Мусабеком Жаркинбековым, записано и издано 11 кюев.
Так что оставим на совести итальянских издателей кюев Коркута в исполнении Раушан Оразбаевой утверждение, что «игра на кыл-кобызе была полностью забыта во время советской оккупации».
В мистической обстановке был создан кобыз. Коркут с детства хорошо играл на всех музыкальных инструментах того времени. Но, устав от них, решил смастерить инструмент, который звучал бы словно человеческий голос. Однажды во сне к юноше явился ангел и молвил: «Твой кобыз – словно голень шестилетнего холощеного верблюда. Обтяни его кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из рога темно-рыжего козла, натяни струны из некрученого конского волоса от жеребца-пятилетки – и будешь ты обладать дивным инструментом».
Изображение кобыза обнаружено на наскальных рисунках в районе древнего Улытау и Каркаралы (IV–VIII вв.). Предполагается, что среднеазиатский смычковый инструмент, подобный кобызу, через арабов и иранцев (у них и азербайджанцев он называется кеманча) попал в Византию и Испанию, стал предшественником скрипки.
Складывается впечатление, что музыка сегодняшних земляков Коркута интересует мир меньше творчества композитора, жившего в этих краях 1000 лет назад. Но есть надежда, что благодаря издателям «Песен для Джамили» и «Белого Лебедя» мир узнает традиционную музыку суверенного Казахстана хотя бы в том объеме, в каком известна ему народная музыка казахов Монголии и Восточного Туркестана (Китай).
Назим Надиров
Журнал Националь N7 2004 www.arba7muz.ru
Текст www.kazakh.ru