© 2026 Neonomad

Базовый инстинкт

Решение Киргизии закрыть американскую базу в аэропорту Манас можно расценивать как определенный внешнеполитический успех России в Средней Азии и временное поражение США.

После того как президент Киргизии Бакиев объявил о решении закрыть базу американских ВВС, США были вынуждены приступить к поиску альтернативных вариантов тылового обеспечения своих войск, дислоцированных в Афганистане. По данным газеты The New York Times, в Вашингтоне сейчас изучают возможность задействовать для этого американские базы в Европе и странах Персидского залива. Не исключено, что впоследствии вновь возобновятся переговоры о возможном сотрудничестве и с правительством Киргизии. При этом американские официальные лица уже намекают, что плата за пользование инфраструктурными возможностями Киргизии может весьма увеличиться. «Откровенно говоря, мы не были особенно щедрыми», — признался анонимный представитель госдепартамента Америки в интервью газете. Ежегодно США перечисляли Киргизии порядка 150 млн долларов в рамках различных программ помощи, в том числе и за аренду базы. Но лишь незначительная часть этой суммы была адресована непосредственно правительству республики.

Афганский синдром-2

Судя по высказываниям представителей новой американской администрации, в Вашингтоне сейчас ведется активная работа по разработке новой «афганской стратегии». При Джордже Буше-младшем на повестке дня стояло «строительство сильного демократического Афганистана». Но спустя семь лет после свержения режима талибов США и НАТО так и не удалось подавить партизанское движение в Афганистане. Как отмечалось в недавнем докладе британского Международного института стратегических исследований, под контроль исламских радикалов переходят все новые районы этой страны, растут потери среди военнослужащих международной коалиции. Добавьте к этому расцвет наркоторговли (те же талибы получают порядка 400 млн долларов в год от торговли наркотиками) и повсеместную коррупцию. А это значит, что проект «Демократический Афганистан» можно списать в архив.

«Нам нужны более конкретные цели, которые могут быть реально достигнуты в течение трех-пяти лет. Речь идет о восстановлении контроля над некоторыми районами, обеспечении безопасности населения, предотвращении возрождения терроризма…», — раскрыл будущую стратегию новой администрации журналистам министр обороны Роберт Гейтс.

Возможно, с подробным планом афганской кампании Барак Обама ознакомит союзников Америки на саммите НАТО в апреле этого года. Но уже очевидно, что США намерены увеличить свое военное присутствие на территории Афганистана. В настоящее время помимо 27 тыс. военнослужащих натовского контингента International Security Assistance Force в боевых действиях задействованы порядка 36 тыс. американских солдат. К лету Пентагон уже пообещал разместить там дополнительно 30 тыс. человек.

Но резкое увеличение американского военного контингента — головная боль для тыловиков. А именно с тыловым обеспечением операции «Несокрушимая свобода» уже давно возникают проблемы.

Сейчас порядка 80% всех материально-технических ресурсов, потребляемых международным контингентом, доставляется морем в пакистанский порт Карачи и далее на территорию Афганистана автотранспортом через Хайберский перевал. Но талибы регулярно устраивают засады на пути следования автоколонн. А это значит, что надо искать новые возможности доставки грузов, в том числе и через территорию сопредельных с Афганистаном государств.

В конце прошлого года среднеазиатских соседей Афганистана посетил генерал Дункан Макнабб, командующий транспортными перевозками в американских вооруженных силах. США намерены задействовать транспортную инфраструктуру всех стран региона для тылового обеспечения своих войск в Афганистане — таков был общий смысл его послания. Как писала газета The New York Times, на переговорах в среднеазиатских столицах американские представители особый акцент делали на то, что речь не идет о транспортировке оружия или боеприпасов через территорию северных соседей Афганистана, а перевозкой грузов будут заниматься коммерческие компании.

В середине января этого года Казахстан, Таджикистан, Киргизию и Туркмению посетил генерал Дэвид Петреус, командующий Центрального командования США (CENTCOM), штабной структуры в составе американских Вооруженных сил, отвечающей за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии. Собеседники Петреуса, в общем и целом продемонстрировали готовность поддержать США в деле «афганского транзита». Но пару недель спустя Киргизия принимает решение закрыть американскую военную базу на своей территории…

Лишившись «Манаса», американские военные, возможно, будут вынуждены скорректировать свои планы. Но отказаться от идеи «северного транзита» они не смогут. Агентство Reuters, сославшись на анонимного западного дипломата, сообщило, что США и Узбекистан уже в принципе договорились об использовании местных железнодорожных сетей для переброски грузов в Афганистан. Кроме того, аналогичная договоренность достигнута и с Казахстаном.

И первый маршал в бой нас поведет

Представляла ли американская база в Киргизии угрозу для наших стратегических интересов в этом регионе? В принципе любая американская военная база на территории сопредельных с Россией государств представляет для нас потенциальную угрозу. Стоит напомнить, что еще в 2005 году США вроде бы пытались договориться с властями Киргизии о переброске в Манас нескольких самолетов радиоэлектронной разведки AWACS, которые могли бы вести и наблюдение за территорией РФ. В этом контексте уход американцев из Киргизии можно, наверное, расценивать как определенный внешнеполитический успех нашей страны.

Тем не менее с повестки дня не снят другой вопрос — а что же делать с Афганистаном? Нестабильность в этой стране неизбежно проецируется на его ближайших северных соседей, с которыми РФ связана союзническими обязательствами. В этой ситуации Россия должна быть в известной степени заинтересована в том, чтобы операция «Несокрушимая свобода» увенчалась успехом.

США уже дали понять, что готовы привлечь к разрешению афганской проблемы и Россию, и Индию, и Китай. Проблема заключается в том, что пока не ясно, насколько в Вашингтоне готовы учитывать при разработке новой «афганской политики» интересы региональных игроков. Ведь как писал тот же министр обороны Роберт Гейтс в последнем номере журнала Foreign Affairs, хотя США готовиться к новой «холодной войне» вовсе и не обязательно, но «один из вызовов, что стоит перед новой администрацией, — это определиться, где мы надавим на Россию и где… есть возможности построить более тесные отношения».

Алексей Баусин

Текст www.expert.ru

Фото www.daylife.com

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости