© 2026 Neonomad

"Эта сборная сильнее, чем сиднейская"

Если вся олимпийская сборная Казахстана - трудолюбивые шахтеры, то боксеры – золотодобытчики. Все три Олимпиады именно их победы приводили к тому, что в неофициальном, но очень важном для нашей страны командном зачете Казахстан выбивался из турнирного «болота». Самый большой успех отечественных файтеров пришелся на Игры в Сиднее, где из семи поехавших в Австралию бойцов двое завоевали золотые награды, еще двое стали обладателями «серебра», а два боксера остановились в четвертьфинале.

Те Олимпийские игры для нашего бокса – пока что золотой век, та самая вершина, не покорившаяся афинским соискателям, и которую попытаются преодолеть нынешние олимпийцы. В преддверии главного старта четырехлетия Турсунгали Едилов (на снимке), возглавлявший сборную Казахстана по боксу на Играх в Сиднее, вспомнил, как это было, рассказал о давлении, психологической подготовке и разъяснил, почему боксерам в наших палестинах всегда завидуют.

«Дильдабеков быстрее всех бегал стометровку»

До старта Олимпийских игр – 25 дней. Над чем работают боксеры? И отлична ли подготовка нынешней сборной от команды, возглавляемой вами?

Различий нет никаких. В субботу у ребят закончился сбор в Шымкенте, прошедший в высокогорье, где основной упор был сделан на общефизическую подготовку. И мы в свое время занимались тем же самым. Поскольку главная задача тренера – подвести спортсмена к Играм в наилучшей форме. Именно на сборах в Шымкенте боксеров нагружали больше всего, давали им колоссальные нагрузки, чтобы уже на этой базе вести отработку технико-тактических действий, проводить спарринги.

Кто из боксеров «розлива» 2000 года лучше всего переносил нагрузки?

Лидеры. Те, кто потом выдал прекрасные результаты. Бекзат Саттарханов, выигравший «золото», был отменно готов физически. Более того: он тайком от нас, тренеров, подвешивал грузы на тело и бегал с ними кроссы! И мы даже боялись его перегружать, потому что на тренировках он выполнял ВСЕ. Пахали тогда на сборах все ребята, но в той команде отметил бы Ибраимова и Дильдабекова. Последний, несмотря на то, что выступал в тяжелом весе, быстрее всех бегал стометровку! Очень талантливым боксером был Болат Жумадилов. Он всегда знал, сколько ему нужно работать и над чем. И свою главную проблему – лишний вес – он к Олимпиаде в Сиднее решил блестяще и даже в финале выглядел свежо.

Если сравнить сборные образцов 2000, 2004 и 2008 годов, то какая команда, на ваш взгляд, сильнее, более талантливая?

Если судить исключительно по результатам олимпийским – то сиднейская. И все успехи в Австралии не были случайны! Мы знали, что Ермахан Ибраимов не проигрывал ни одного крупного турнира, кроме чемпионатов мира, с 1996 года. И это даже хорошо, что он не был победителем первенства планеты – зато у него был стимул, он видел свои ошибки и исправил их блестяще. На Играх в Афинах выступала очень сильная команда – в ней были представлены два чемпиона мира: Геннадий Головкин и Галиб Джафаров, там была собрана хорошая молодежь. И причиной не самого удачного выступления я считаю то, что наших лидеров не смогли вывести на пик формы: Головкин в финале устал, Джафарову уже в четвертьфинале не хватило свежести… Про нынешнюю сборную, в которой есть действующие олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, победитель чемпионата Азии в легком весе, могу сказать: она сильнее, чем та команда, что выступала в Сиднее.

Из нынешней сборной мы лучше всего знаем Серика Сапиева и Бахтияра Артаева. А какие плюсы и минусы есть, на ваш взгляд, у остальных боксеров?

Я сразу скажу: при хорошем стечении обстоятельств Биржан Жакыпов (48 кг) может выйти в финал! То, что в последнее время его хвалят специалисты, – объяснимо. И все похвалы – абсолютно заслуженные. Всего за полтора года Биржан очень резко прибавил, выиграл турниры с большим уровнем конкуренции в Таиланде и на Кубе, что говорит о его силе и стабильности. Жакыпов парень трудолюбивый и развил свои лучшие качества – у него прекрасная физическая готовность, длинные быстрые руки, к тому же он много не гоняет вес, что на Олимпиаде может позволить подойти к решающим битвам в отменной форме. Еще одним «теневым» фаворитом я считаю Бахыта Сарсекбаева (69 кг). Да, иногда ему не хватает тактической гибкости, зато он всегда готов функционально, и он настоящий боец. Если у него не получается обхитрить – он будет идти вперед и «ломать» противника. Бахыт, ко всему прочему, боксер стабильный, дважды выигрывавший Азиатские игры…

«Мерей Акшалов похож на Саттарханова»

На двух Олимпиадах подряд из нашей сборной побеждал тот боксер, от которого подобной прыти никто не ждал. Может ли получиться так, что в Пекине повторится такая же приятная история?

Почему бы и нет? В этой команде много талантливых парней. Взять того же Мирата Сарсембаева (51 кг) – мягкий, гибкий, с великолепными скоростными качествами. В настоящее время ему нужно только одно: забыть все, что не относится к боксу. А остальное для достижения результатов у него есть. Канат Абуталипов один из немногих в нынешней сборной, кто прошел ту Олимпиаду. Это опытный боксер, и, глядя на то, как он боксирует, тренируется, заметно, что он собрался и пашет, пашет… конечно, ему не хватает тактического мышления, но при должной индивидуальной работе это можно исправить. В Сиднее всех поразил Саттарханов. И сейчас Мерей Акшалов (60 кг) очень напоминает Бекзата. Такой же настырный, взрывной, с хорошим запасом «физики». Он такой же молодой, и эта свежесть, это желание победить может помочь ему в Пекине. В последнее время часто говорят, что Еркебулан Шыналиев (81 кг) давно не побеждает. И что чемпионат мира, где он взял «бронзу», стал самым главным в его карьере. Да, пускай он не слишком убедителен на многих турнирах, но свой уровень – весьма высокий – он уже показал. А поражения пусть станут для него уроком! К тому же быть третьим на чемпионате мира и стать третьим на Олимпиаде – совсем разные вещи. К этому и нужно стремиться. Было много ошибок в подготовке тяжеловеса Руслана Мырсатаева. Его долгое время не подключали к тренировкам в сборной. И его главная проблема – отсутствие опыта. Хотя боксер он бьющий, психологически очень крепкий. Сейчас ему нужна боевая практика. И если он ее получит, то может проявить себя в августе…

Для Галиба Джафаров это также будут вторые Игры. И, скорее всего, они станут для него последними. Ведь ему уже 30 лет…

Я не очень люблю, когда спортсмену заглядывают в паспорт. Александр Лебзяк побеждал на Олимпиаде, когда ему было за тридцать. Немолодым был и Ибраимов в Сиднее. Так что не стоит обращать внимание на возраст Галиба. Он опытен, трудолюбив. Он умеет переворачивать ход боя, он способен вырывать победу в последнем раунде. Именно такие боксеры обычно и побеждают на Играх. То, что этот турнир может стать последним в его карьере, скорее, плюс – это шанс уйти из спорта красиво. С олимпийской медалью.

О давлении, «Гладиаторе» и зависти

В течение 16 олимпийских дней проходят соревнования по боксу. Что сложнее для тренера: держать спортсмена в постоянной готовности или поддерживать в нем желание тренироваться, побеждать?

Важно и то и другое. Но, конечно, необходимо правильно организовать досуг для боксера, чтобы он не жил одними тренировками и ожиданием боя! Накануне Олимпиады мы проводили психологическую подготовку – на базу приезжали космонавты, выдающиеся боксеры прошлого – Конакбаев, Демьяненко. На самих Играх нам завидовали представители всех видов спорта – у нас был большой телевизор, куча кассет, дисков. Вечерами пересматривали комедии, очень нравилось ребятам «Белое солнце пустыни». И конечно же, очень полюбился всем «Гладиатор». Он очень поднимал боевой дух, настраивал на борьбу. Кроме художественных фильмов были у нас записи с экстремальными видами спорта. И они очень помогали в работе. Когда видишь, что боксер устал, можно показать ему запись, где люди на бешеной скорости совершают пируэты на мотоцикле или на лыжах летят по горам, а потом сказать: если там люди не боятся совершать невозможное, то чего пугаться тебе? Эта психологическая работа – очень тонкая. И тренер должен знать все уязвимые точки спортсмена: на какие стоит нажать, чтобы он не сломался, а, наоборот, собрался.

Говорят, что во время Олимпиады даже устраивали мини-турниры по футболу. Кто из боксеров лучше всех обращался с мячом?

Из той сиднейской команды в футбол очень сильно играл Дильдабеков. Джафаров, кстати, тоже хороший футболист.

В Сидней отправились семь боксеров, и шесть дошли до четвертьфинала. В Пекин поедет десять бойцов. Удастся ли количество превратить в качество?

Если будет спортивное везение, удачная жеребьевка – то да. На Играх в Австралии большую роль сыграло то, что у нас был Бекет Махмутов. На тот момент находящийся в должности вице-президента ассоциации любительского бокса. И это был надежный тыл. Все боксеры знали, что он не будет помогать, но и засудить не позволит. Показателен был случай в четвертьфинале, когда Саттарханов встречался с турком Палиани. Все считали, что Бекзату не дадут арбитры выйти в полуфинал, но судили бой нейтральные арбитры. И в ровном, равном поединке, где чуть лучше был наш парень, победу отдали ему.

Все знают тех, кто в Сиднее завоевал медали. Но мало кто вспомнит имена боксеров, кто поехал в Австралию, но награды не получил. Кому, на ваш взгляд, не повезло в 2000-м?

Мне очень жалко Нуржана Каримжанова. Парня способного и очень талантливого. В Сиднее он дошел до четвертьфинала, повторил свое достижение Нуржан и в Афинах. Но с той лишь разницей, что в Греции его откровенно засудили. И это – изнанка спортивной жизни, Каримжанов вполне мог стать финалистом Олимпиады. Но… к сожалению… А еще не повезло в Сиднее Мунайтпасову. В четвертьфинальном бою с украинцем он вел по очкам, а в четвертом раунде пошел вперед. В самом конце поединка пропустил два удара и проиграл один балл! Я до сих пор корю себя, что тогда мы не подсказали парню, что он ведет в счете. И что надо успокаивать бой. Сделай мы это – и у нас была бы еще одна медаль.

Один из главных атрибутов Олимпиады – давление сверху. Насколько тяжело ограждать парней от постоянных реплик вышестоящих чиновников «вы должны дать стране медаль»?

Даже не знаю, с чем можно сравнить напряжение во время Игр. Думаю, что и на этот раз тренерскому штабу придется непросто. Ведь задача стоит – попасть в тридцатку сильнейших, а для этого нужно завоевать три золотые медали. И больше половины наград могут завоевать боксеры. Вот и делайте вывод, как будут интересоваться и требовать побед у тренеров все, кто может и хочет. В Сиднее обстановка была просто ужасная. Целую неделю у нас не было медалей, все фавориты проигрывали все. И каждый день меня таскали на собрания, где я рассказывал, что «сегодня провели бой с такими-то. Выиграли уверенно. Завтра встречаются с теми и теми». И кроме совещаний надо ведь было успевать отсматривать бои будущих соперников! Но мы все это делали. И я благодарен ребятам и тому тренерскому штабу, что они выдержали колоссальное давление и проявили себя.

С давлением во время Олимпийских игр все понятно. А как давят во время подготовки к Олимпиаде?

Нам тогда повезло, что казахстанским спортом руководил Аманча Акпаев. И он не давал нас в обиду. Поскольку и ему постоянно звонили и говорили, что мы делаем не то и не так. Но он встал на нашу защиту, мол, дали людям четыре года для подготовки к Играм – с них и будет спрос! И пусть тренеры делают то, что считают нужным. Перед Олимпиадой мы тогда столкнулись с большой проблемой – появилось очень много людей, которые искренне хотели помочь сборникам. Но мы старались уберечь их от этого внимания, чтобы их не затаскали и не накачивали. И это было также сложно. Думаю, что и сейчас тренеры постоянно уберегают ребят от лишнего волнения...

Давайте немного пофантазируем: что будет лучше – если в Пекине все наши боксеры завоюют медали, но среди них будет только одно «золото» или если наград будет всего две – но обе золотые?

Если случится первый вариант – то он будет самым счастливым для всех личных тренеров. И докажет, что они работают правильно. Но для тех, кто ратует о высоком месте в общекомандном зачете, важны именно золотые медали…

Вы сами в Пекин поедете?

Я бы с удовольствием побывал на Олимпиаде. Но я устал ездить туристом. Четыре года назад не удержался и на свои деньги отправился в Грецию… по киргизской аккредитации. Сейчас у меня нет и такой возможности. Хотя, появись таковая, – я бы все равно не поехал. Поскольку это самая настоящая мука – смотреть из зала, как бьются парни, которые тебе как родные, но никакой помощи оказать им не можешь. И даже поговорить с ними у тебя не получится…

Леонид ЮРЬЕВ

Текст www.megapolis.kz

Фото www.np.kz

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости