Из десяти отправившихся в Пекин казахстанских боксеров до стадии полуфиналов дошли только двое. Кому-то элементарно не повезло с жеребьевкой (а когда нашим спортсменам с этим делом фартило?), кого-то немного придержали арбитры или даже откровенно засудили. В результате, прошедшие Игры стали провальными для нашего бокса.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что невозможно четко определить причины столь неудачного выступления, и также не представляется возможным понять как жить дальше? Точнее как выживать?
То, что эта команда может как грандиозно выступить, так и столь же гениально провалиться, было понятно еще задолго до начала Игр. Большинство сборников оказались более чем талантливы, но амбиции многих чаще всего были или не подкреплены, или последние успехи датировались нескольколетней давностью.
Тому, что произошло в китайской столице, можно найти множество рациональных объяснений. Что в бою Галиба Джафарова больше проиграл не боксер, а его тренер. Что Мерея Акшалова арбитры малость прижали, и это подкосило талантливого паренька (правда, в кулуарах говорят, что на сборах впечатляюще выглядел Егизеков, и уж он-то мог стать настоящим открытием Олимпиады). Что Биржан Жакыпов провел три равных раунда с китайской звездой Цзоу Шимином, но и этого ему не хватило для победы. Что не хватило тактической гибкости Руслану Мырсатаеву…
Этих пресловутых «что» накапливается столько, что все перспективы нашего бокса нынче представляют из себя сплошной вопрос.
Почему чем сложнее соперник для Артаева, тем ему легче? И отчего его турнирный путь свелся к грустному переиначиванию «пройти Коробова и… умереть»?
Почему, черт возьми, никак не может стать тем, кем он мог, талантище Мират Сарсембаев? Что же делал в сборной Канат Абуталипов? И неужели все предыдущие успехи всех боксеров были связаны с нейтралитетом судей ввиду присутствия в руководстве АИБА Бекета Махмутова?
Отдельной главой в скандальной книге «Судейство Олимпиады» можно считать бой Серика Сапиева с Манусом Бомжумнонгом. Просматривая поединок почти в сотый раз, считая каждый второй удар Серика и засчитывая тайцу даже попадания по перчаткам Сапиева, постоянно тревожишься за зрение арбитров: где же они увидели победу олимпийского чемпиона? И почему судьба так жестока к нашим чемпионам мира, что даже самый ярчайший боксер современности вынужден покидать Игры, фактически и не начав в них участвовать?
В случае с Сериком Сапиевым вопросов и вовсе множество. Но связаны они не с его трудолюбием, психологической устойчивостью и природным даром – в этом никто не сомневается, а с тем, как он будет жить дальше? Точнее – поймут ли объективные обстоятельства агашки от спорта, любящие с видом пророка изрекать: «Талант пробьет себе дорогу, а если не получается, значит, это не талант»? И сумеет ли Серик привыкнуть к тому, что теперь он – обычный боксер, хоть и один из самых титулованных в нашей сборной? И что начинать ему придется практически с самого начала? И захочет ли он продолжать свою карьеру после того, как он на себе ощутил изнанку спортивной жизни?
…Еще после чемпионата мира в Чикаго стало понятно, что не стоит мерить бокс прежними лекалами. И что нынче особо шустрый ботсванец может дойти до четвертьфинала, а британец и ирландец встретятся в полуфинале Олимпиады, и восемь чемпионов мира не доберутся до стадии полуфиналов (из них трое вылетят в первом же раунде, а один и вовсе не заявится на турнир)! Понимая и признавая переменчивость боксерского мира, все же невозможно не констатировать: если амбиции нашего бокса и вправду велики и соответствуют предыдущим заслугам, то необходимо многое менять. Начиная от подготовки полноценной боеспособной команды (а не трех-четырех человек), заканчивая умением грамотно лоббировать свои интересы в чиновничьих кабинетах и способностью защищать собственных парней от судейской предвзятости.
Глядя на вылеты казахстанских боксеров на Олимпиаде, на ум приходит лишь одна аналогия – с рвущимся напополам и с шумом тонущим «Титаником». Наш самый медалеёмкий вид спорта на Олимпийских играх в Пекине оказался этим кораблем – на него мы сгрузили все надежды, чаяния и позитивные прогнозы, а он затонул вдалеке от победного берега, породив огромное количество вопросов.
Неизвестно, будет ли получен ответ на самый главный вопрос: что же нужно изменить, чтобы Олимпиаду в Лондоне мы смотрели с совсем другими эмоциями? И не окажется ли так, что эти Игры – последняя песня казахстанского бокса?
Леонид ЮРЬЕВ
Текст www.megapolis.kz
Фото www.beijing2008.cn