Асхат Житкеев настолько свыкся с ролью первопроходца в казахстанском дзюдо, что сумел пройти через все невзгоды, травмы и неверие к осуществлению своей мечты - завоевал серебряную награду на Олимпийских играх в Пекине. Ставшую первой в истории отечественного дзюдо.
В интервью «Мегаполису» Асхат Житкеев рассказал о суевериях, сошедшихся звездах, а также задумался о продолжении карьеры.
У спортсмена, добившегося какого-то результата, всегда спрашивают: этот успех был для вас неожиданным?
Этого я ждал три Олимпиады. И дождался.
Нынешний год для вас пока самый успешный в карьере: выигранный чемпионат Азии, медаль на Олимпийских играх. Отчего раньше не удавалось добиться таких высот?
Год и вправду получился удачным – первенство континента я выиграл в третий раз. Правда, после четырехлетнего перерыва. А вот Олимпийские игры… я к ним готовился, был в великолепной форме, во время подготовки удалось избежать травм. Одним словом – звезды сошлись. Самое же главное в том, что в этом году приятные изменения происходят у меня не только в спорте, но и в обычной жизни – 30 августа я женюсь.
Было ли предчувствие после первой же схватки в Пекине, что это ваш день?
Да. Мне повезло, что в самом начале мне выпали не элитные противники, а после того, как прошел боснийца, который нес на открытии Игр флаг своей страны, потихоньку пошел в разгон.
О вашей полуфинальной схватке с голландцем Генком Гролом до сих пор спорят, особо делая ставку на то, что прием проводить начал соперник, а победу в итоге отдали вам.
Прежде всего я его остановил, а потом провел прием. И если бы не сделал этого – победу отдали бы голландцу. Уже после схватки все специалисты в дзюдо сошлись во мнении, что решение арбитра было справедливо. И победил я честно.
Чего больше всего было перед финалом: волнения или усталости?
Усталость была. И «расслабон» появился небольшой, появились мысли, что медаль уже будет. Но я, конечно, хотел добиться большего, выиграть «золото», но…
У нас привыкли неожиданные награды аттестовать как «на вес золота»…
В моем случае эта медаль еще ценнее золота. Она для меня как платиновая. Вообще же нужных слов мне просто не подобрать, я шел к этому девять лет! Да и как объяснить, что я мечтал об олимпийской награде, грезил, и даже сны были, что мне медаль вручали! А тут уже она есть – и ощущения совершенно другие. Очень приятные.
Ваша медаль для казахстанского дзюдо это…
Прорыв. И большой стимул для ребят. У нас ведь очень много сильных парней и девушек, а также грамотных тренеров. И главное, чтобы они поверили в себя. Вот тогда у нас будет все больше и больше медалей с чемпионатов мира… и, я надеюсь, с Олимпийских игр.
А кто из нынешнего состава сборной, на ваш взгляд, заслуживал медали и не завоевал ее?
Саламат Утарбаев, выступавший с травмой Ринат Ибрагимов – а ведь они очень и очень сильные, но им в этот раз не повезло. Так же, как и Шолпан Калиевой, та проиграла схватку за «бронзу»…
У вас есть награды с первенств мира, Азии, а теперь и Олимпиады. А дальше-то что?
Дальше буду лечиться. Личную жизнь налаживать.
А карьеру продолжите?
Я ничего не хочу пока говорить. Может быть, буду дальше продолжать. А пока мне очень хочется пожить другой жизнью, отдохнуть от сборов, постоянных тренировок, я ведь и не жил никогда без спорта, а теперь хочется небольших перемен.
Была ли разница с тем, как отмечали свою награду в Пекине и как в Казахстане?
В Пекине я ничего не чувствовал. По Олимпийской деревне ходишь, медаль в кармане лежит, и нет никаких эмоций. А в алматинском аэропорту нам устроили роскошную встречу. Чуть ли не с фейерверками.
Вас на улицах узнавать еще не начали?
А я из дома практически и не выхожу. Отсыпаюсь, отдыхаю.
Вы говорили, что на этой Олимпиаде вам повезло с жеребьевкой. А человек вы суеверный?
Я не придаю значения суевериям, но иногда что-то происходит, что дает тебе внутреннюю поддержку. На последних сборах перед Играми наш доктор Наталья Викторовна нашла монетку – 1 тенге – и подарила мне. Намек был понятен…
Стоя на пьедестале почета медаль на вкус попробовали?
Сначала я просто ею любовался. А пробовал уже потом.
И каков ее привкус?
Она очень соленая. И с привкусом крови… добыта ведь была большим трудом.
Леонид ЮРЬЕВ
Текст www.megapolis.kz
Фото Reuters