Однажды стойкий и несгибаемый член умеренно колеблющейся партии Былкылдай-улы вбежал в комнату жены и схватился руками за голову.
Вспоминая Аверченко
- Что с тобой? - спросила супруга.
- Плохо! - сказал Былкылдай-улы. - Я левею.
- Не может быть! - ахнула жена. - Тебе нужно лечь в постель, укрыться одеялом и почитать официальную прессу. Как это все у тебя началось?
- С посещения магазина. Утром еще хорошо все было, я ясно чувствовал свою центристскую направленность. А потом случайно зашел в супермаркет, посмотрел на подскочившие цены и явственно качнулся со своей идеологической платформы резко влево.
- Ты бы кумыса выпил, - сказала жена, заливаясь слезами.
- Какой уж там кумыс... Может, скоро баланду хлебать буду!
- Кудай сактасын! - всхлипнула жена.
Былкылдай-улы лег на кровать, повернулся лицом к стене и замолчал. Супруга изредка подходила к дверям спальни и прислушивалась: даже оттуда ей было слышно, как муж безнадежно левел.
Утро застало Былкылдай-улы осунувшимся и похудевшим. Он тихонько вышел на улицу и купил в киоске одну оппозиционную газету. Закрывшись в спальне, развернул ее и протяжно застонал. Через пять минут он вбежал в комнату жены и дрожащими губами прошептал:
- Еще больше полевел! Что будет - не знаю!
- Опять в магазин ходил?! - вскочила жена. - Говори! Ходил?
- Нет! - заплакал Былкылдай-улы. - Газету читал. За получение взятки арестован один заместитель сельского акима. Между прочим, член нашей партии!
Жена заплакала и побежала к тестю.
- Мой-то... - сказала она, ломая руки. - Левеет! Уже газеты оппозиционные начал читать!
- Надо принять меры! - всполошился тесть. - Ты у него отними эти пакостные газетенки, а я вызову доктора.
Былкылдай-улы сидел в кресле мрачный, небритый и на глазах у всех отчаянно левел. Тесть и жена стояли в углу и с молчаливой скорбью смотрели на несчастного. Пришел доктор. Он потер руки, вежливо раскланялся и спросил мягким баритоном:
- Ну как наш дорогой больной?
- Левеет!
- А-а, это вы! - сказал Былкылдай-улы, поднимая на доктора мутные, больные глаза. - Представитель отживающего полицейско-бюрократического режима! Ничего, скоро оппозиция выведет вас всех на чистую воду!
Доктор взял его за руку, пощупал пульс и спросил:
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Твердым членом либерально-демократической партии!
Доктор потыкал пальцем в голову Былкылдай-улы:
- Нет, не готово еще. Не созрел! А вчера как вы себя чувствовали?
- Коммунистом, - вздохнул Былкылдай-улы. - До обеда - его правым абдильдинским крылом, а после обеда - левым, косыревским.
- Гм-м, плохо. Болезнь прогрессирует сильными скачками.
Жена упала тестю на грудь и заплакала.
- Я, собственно, - сказал Былкылдай-улы, - стою за принудительное отчуждение частной собственности.
- Позвольте! - удивился доктор. - Да это же национал-социалистическая платформа!
Былкылдай-улы с протяжным стоном схватился за голову:
- Значит, я уже национал-социалист!
Доктор сокрушенно развел руками и на цыпочках вышел из комнаты. Жена позвала горничную и строго запретила ей приносить оппозиционные газеты. Потом взяла брошюру "Как нам войти в число 50 конкурентоспособных государств" и понесла мужу:
- Вот, почитай. Может, отойдет.
Когда она через час заглянула в комнату мужа, то увидела следующую картину: бледный муж шарился в бескрайнем океане Интернета в поисках оппозиционных сайтов.
- Господи! - воскликнула несчастная женщина. - Как я про компьютер-то забыла! Ну успокойся, голубчик, успокойся! Не смотри на меня такими глазами! Ну скажи, что ты там прочел?
- Казахстан по уровню коррупции входит в мировую пятерку лидеров! - проревел Былкылдай-улы, шатаясь, как пьяный. - Наряду с Нигерией, Суданом, Колумбией и Россией.
- Кончено! - прошептал тесть, благоговейно снимая тюбетейку. - Дочка, беги за участковым.
Через полчаса Былкылдай-улы лежал в кровати со сложенными на груди руками. Около него сидел тесть и тихо читал под нос "Устав Евросоюза". В углу плакала жена, окруженная перепуганными детьми.
В комнату вошел участковый. Стараясь не стучать сапогами, он подошел к постели страдальца, пощупал ему голову, вынул из его кармана пачку оппозиционных прокламаций и, сокрушенно качнув головой, сказал:
- Готово! Доспел.
В это время вбежал сияющий доктор.
- Господа! - закричал он. - В связи с последними рекомендациями ОБСЕ нам нужен многопартийный парламент. Так что наш больной - вовсе не больной!
И все засмеялись.
Тимур НЕТАЛИЕВ
Текст www.express-k.kz
Рисунок www.bulletin.memo.ru