© 2026 Neonomad

Ход конем

Когда каскадер Жайдарбек Кунгужинов выполнял на съемках блокбастера Кочевник очень сложный конный трюк , Марк Дакаскос спросил: Ты, наверное, очень богат? Нет, - ответил Жайдарбек. - В месяц выходит не более тысячи долларов

Марк сделал круглые глаза, а потом сказал: "Знаешь, по голливудским меркам ты сейчас заработал пять тысяч баксов - за каждый такой дубль у нас платят "штуку" долларов".

Жайдарбек - из цирковой династии Кунгужиновых. Он ставил трюки в "Кочевнике" и "Волкодаве", "Монголе" и "Дневном дозоре", "Мустафе Чокае" и "СМЕРШе". Кунгужинов считается одним из лучших каскадеров мира.

Жайдарбек, труд каскадеров у нас действительно плохо оплачивается?

Увы. Продюсеры считают, что каскадер - это так, ерунда. А вот российские киношники понимают, насколько это опасная работа. Соответственно и платят нормально. Например, на съемках "Дневного дозора" я сломал спину - три межпозвоночных диска вылетело. У каскадеров самыми опасными считаются именно конные трюки. Вы только представьте себе: 300 килограммов живой плоти падает на тебя, а ты за доли секунды должен увернуться от этого груза. Не успел - все: ломаешь ноги, руки, позвоночник, легкие сплющиваются или того хуже. Сотрясения, ушибы и растяжения мы уже не считаем. После травмы надо отойти день-два - и снова начинаем.

На Западе понимают, что каскадеры - это основная сила эффектного зрелищного экшна. Меня вообще возмущает отношение к каскадерам в Казахстане. Побывав в Америке, Италии, Франции, России, я увидел, как живут мои коллеги. Там каскадер отдает всего себя работе, потому что знает, что у него будет не только хороший гонорар, но и солидную страховку в случае форс-мажора выплатят. У западных каскадеров даже в контракте есть пункт, по которому они от проката фильма получают проценты.

Жайдарбек, вот вы говорите, что наши каскадеры мало зарабатывают. Тогда откуда у вас деньги на таких дорогих лошадей?

Все очень просто: мой старший брат Батырбек живет в Америке, он бизнесмен, и когда мне нужны деньги на новых коней или оборудование, он оплачивает все счета. "Не думай о деньгах, - говорит он мне. - Занимайся своим делом, ты должен быть самым лучшим каскадером в мире". А мои лошади - не просто дрессированные животные, это профессиональные каскадеры. И, как настоящие каскадеры, иногда погибают на съемках. Орловский рысак Скато погиб на "Кочевнике" от перенапряжения, а сердце русского рысака Каира взорвалось на "Монголе"...

Каково оно - дублировать Марка Дакаскоса?

Когда он приехал на съемки, то сначала не знал, что ему вообще делать. Марку сказали: вот, мол, ребята, которые будут обучать вас езде на лошади и фехтованию. Он посмотрел на меня и говорит: "Ты похож на гавайца, я тоже гаваец. Махнем на Гавайи?". "Нет, - ответил я, - давай лучше будем репетировать". Мы быстро с ним сошлись. Марк очень полюбил моего пятилетнего сына, который тоже снимался в "Кочевнике". Я потом ездил к нему в Лос-Анджелес, он познакомил меня со своими детьми. На съемках "Кочевника" я приглашал домой в гости Куно Беккера. На столе были баурсаки, он попробовал их и сказал, что очень вкусно. Потом я постоянно ему баурсаки носил на площадку - уж очень он просил. Американцы не могли выговорить мое имя, поэтому называли Жайди или Жайдок. Почти как Джедай (смеется).

А у вас много травм было?

Пять переломов и трещина позвонка. Поэтому обязательно подписываем страховку на всех фильмах. Например, на "Монголе" мой коллега сломал пятку в четырех местах. Но у нас была очень хорошая страховка, из Германии прислали спецметалл для скрепления пятки. И вот спустя три месяца каскадер уже снова на съемках.

Ваша семья тоже снималась в "Кочевнике"?

Да. Мой сын играл внука джунгарского хана, а жена Альфия дублировала Аянат Есмаганбетову. Супруга работала со мной и на "Волкодаве" - дублировала главную героиню: фехтовала, горела, под водой снималась.

Джеки Чан всегда выполняет трюки сам. Из артистов он один такой, наверное? Остальных приходится дублировать?

Конечно. На этот риск мало кто идет. Потому что, не дай бог, с актером что-нибудь случится - это стоп всему фильму, большие потери бюджета. Многие актеры говорят, что сами делают трюки, но это неправда. Так что Джеки Чан - единственный, кто занимается этим сложным делом сам.

А в "Дневном дозоре" трудности были?

Там сложность состояла в том, что продюсерам нужно было найти лошадь, которая пробьет стену. Конь никогда не пойдет на это. Обычно применяют компьютерные спецэффекты. А Бекмамбетову хотелось сделать именно живой кадр. Я сказал: "Попробую". У меня есть одна очень агрессивная лошадь, я подготовил трюк, и она пробила стену. Всем очень понравилось - трюк получился штучный.

У вас есть свои любимцы среди лошадей?

Я их всех люблю. Все хороши в своей категории. Есть животные скоростные, могут резко набирать скорость. Очень сложен трюк, когда лошадь садится на зад, у меня есть и такая. Имеются хитрые кони, они для штучных трюков идеально подходят. Есть лошади, которые при взрыве будут лежать не шелохнувшись. Каждая очень ценна для меня.

Арман Сулейменов

Текст и фото www.express-k.kz

Наш телеграм-канал // Подписаться на новости