Пока вся Кызылорда прямо в центре города нагнетала адреналин у уличного экрана, болея за теперь уже «золотого» олимпийца Илюшу Ильина, эта женщина тихо сидела на скамейке недалеко от спортивного кафе «Звезды». Она не могла и не хотела видеть, как Илья поднимает штангу в двести двадцать килограммов весом. Ей это было бы слишком больно. Она - его мать. И для нее он все еще маленький мальчик, которого хочется приласкать, согреть любовью, защитить.
Ой, даже не описать, какое было чувство, когда люди начали поздравлять друг друга, обниматься на улицах, приглашать друг друга обмыть казахстанское олимпийское «золото», – вспоминает события воскресного вечера Галина Яковлевна Ильина. – До меня только дошло, что «золото» – это мой сын, его победа. И сразу – шок. Сразу сомнения. Как там мой маленький? Цел? Счастлив?
Папа Ильи, Александр Геннадьевич, на вопросы журналистов о том, что ему больше всего запомнилось в ту ночь, когда весь город угощался пивом в честь его сына, отвечает просто:
Вы не поверите, но уже через час после того, как Илюша получил олимпийскую медаль, я почувствовал, что нацеловался с мужиками на всю оставшуюся жизнь. Меня хватали в охапку, хлопали по плечу, чмокали в лицо. В общем, сумбур. Прямо, карнавал.
Наутро после приаральского народного олимпийского гулянья сидела я у Галины и Александра Ильиных в гостях, и было видно, что чета только приходит в себя после оглушительного успеха младшего сына Ильи.
А у нас в семье все мальчики, – рассказывает Галина Яковлевна, – старший Андрюша, средний Алеша, Илюшенька и внучок Георгий, мы его зовем Жора. Все ребята спортивные, Андрюша в свое время занимался акробатикой, Леша был семикратным чемпионом Казахстана по тяжелой атлетике. Именно он привел впервые Илью в зал детско-юношеской спортивной школы. Это было еще до того, как мальчик в школу пошел. В детском саду шел ремонт, мы с отцом были на работе, и Алексей взял Илью с собой на тренировки. Практически с шести лет и дружит наш младший со штангой.
Опытные тренеры, просчитав в ребенке будущего чемпиона, обычно говорят, что если мешает школа спорту, то бросай школу. В семье Ильиных вопрос об этом даже не стоял. Начальные классы под руководством учительницы Надежды Викторовны Доценко Илья осилил успешно, ну, а дальше учил уроки скопом, в перерывах между сборами и соревнованиями.
И тем не менее среднюю школу закончил, ни разу не оставшись даже на переэкзаменовку, в университет поступил без труда.
Он у нас, кроме того что спортом занимался, еще и танцевал всегда, – рассказывает Александр Геннадьевич. – Народные танцы, спортивные, но самое его большое пристрастие – брейк. Наставники беспокоились за Илью, когда он и другой наш тяжелоатлет Рома Русяновский танцевал брейк-данс в группе «Калейдоскоп», популярной в городе и сейчас, уговаривали бросить это дело. Боялись, что пацан сломает руку или ногу и все – конец спортивной карьере. Но танцевать сын перестал тогда, когда окончательно и бесповоротно избрал спорт своей профессией. Кстати, наверное, именно танцы научили его не бояться публики.
Олимпийца воспитали мамина ласка и папина строгость. Хотя второе – чисто условный фактор.
У нас на стене висел, конечно, солдатский ремень, раз все чада парни, – смеется папа-Ильин, но это так, для профилактики. Хотя дети, и Илюша в том числе, могли пошалить.
Напроказить Илюша, наверное, может и сейчас, но мама к любым его проступкам относится философски.
Помню, вызвали меня раз в школу: примите меры, говорят, подрался ваш Илья. С равным по силам, спрашиваю, подрался? За дело? Так все мальчики дерутся! Скажу, конечно, чтобы сам не зачинал драки, но на разборки меня больше не зовите. Странно было бы, если парень не стоял за себя, за другого, более слабого.
Родители Ильи смеются:
Если напрокудил чего ребенок, так каждый из нас говорит, мол, весь в тебя. А вот когда есть повод гордиться парнем, то тут уж оба мы отмечаем, что в меня пошел.
Так, наверное, бывает во всех счастливых семьях, где каждому члену семьи можно рассчитывать на понимание домочадцев и на снисхождение. И на то, что завтра тебе не напомнят о сегодняшнем досадном недоразумении.
Что особо отмечают родители Ильи, так это его педантичность и упорство.
Вот как он делает, к примеру, уборку, – вспоминает мама. – Если взялся, то не только расставит все вещи по местам, вытрет пыль, но и выбросит все, на его взгляд, ненужное, в квартире блеск наведет. Правда, в последнее время мы его редко видим, так что вся наведенная его руками красота только снится, но я часто смеюсь над одним случаем. Это лет пять назад было. Приходит Илюша ко мне на работу и спрашивает: помните, мол, мама, вы мою вазу однажды разбили? Была у нас такая, на соревнованиях ему кем-то из спонсоров подаренная. Помню, – отвечаю, – конечно, помню. Тут сын и говорит, что я вашу вазу, мама, тоже разбил. Уборку делал. Ну что ж вроде бы у нас в битье ваз счет 1: 1. Ни к чему не придерешься. А еще наш сынок отличается удивительной добротой, мягкосердечностью. Поэтому его возня с кошками, собаками мне никогда не нравилась. Конечно, хорошо, когда твой ребенок берет на себя ответственность за животное, которое приручил. Но ведь наши питомцы живут, к сожалению, намного меньше нас. С ними когда-нибудь придется прощаться. И это очень больно. Прямо с корнем из сердца что-то выдирается…
А упорный он до жуткой степени, – продолжает глава семейства. – Вот надо ему было, скажем, однажды сбросить десять килограммов веса за короткий срок. Началось. Баня каждый день, пробежки до семи потов, завтраки, обеды и ужины из лимонов и минеральной воды. Жалко смотреть, как ребенок в новую шкуру такими усилиями влезает. Ведь в обычном его рационе преобладает мясо. Любит он его.
Мама добавляет, что ест все, что можно из хорошего куска мяса приготовить, Илья обычно без хлеба. Жаркое, котлетки, буженину. Утром может открыть холодильник, позавтракать батоном колбасы и побежать на тренировку. Вне конкуренции у Ильи мамины пельмени. А вот чтобы спиртное сын употреблял, родители никогда не замечали. Хотя маме Илья признавался, что на тусовках может пива выпить.
Из сладостей наш спортсмен предпочитает хороший шоколад, а вот что умеет готовить сам, так это жарить картошку. И жарит ее досуха, до красноты. В селе Приречном, недалеко от Кокшетау, живет Тамара Ильинична – бабушка спортсмена. И всякий раз, когда Илья у нее гостит, жареная картошка для внука – дежурное блюдо. Бабушка чистит клубни, а Илюша потом готовит обед. Такое вот разделение труда.
Многие кызылординцы думают, что «ежик» на голове парня – маминых рук дело. Ведь у мамы собственный салон красоты. Но оказалось, что мама здесь абсолютно ни при чем.
Что касается внешности, так все свои «фишки» Илья изобретает сам, – рассказывает Галина Яковлевна. – И «ежик», с которым его поначалу на помост не хотели пускать, где-то подсмотрел, и татуировку сделал, слукавив, что сойдет она через полгода. Я была против того, чтобы мальчик тело разрисовывал.
Вообще не в привычке у Ильи что-либо скрывать от семьи. Для домашних он весь как открытая книга. Любит посидеть с родными людьми, поговорить. Мама помнит, как в двадцать девять лет, собираясь родить будущего чемпиона, считала себя ужасно старой для такого дела. Но вполне нормально родила. Богатыря четыре двести весом. Достанет Галина Яковлевна альбом с фотографиями, и вся жизнь детей будет как на ладони. Первые шаги Илюши. Ему восемь месяцев. А вот ее малыш в тот день, когда сказал первое слово – «дай». А здесь он уже… с девушкой.
Девушка Ильи Ильина, павлодарка Наташа Кулакова, играющая в гандбол за кызылординский «Сейхун-КАМ», его родителям нравится. Тут логика простая. Пара они, во-первых, очень красивая. Во-вторых, сын с ней счастлив, а родителям больше ничего и не нужно.
И, может, мы даже больше ждем внуков, домашних радостей, таких дорогих сердцу любых родителей, чем новых рекордов Ильи, – признается мама спортивной звезды. – Да, мы понимаем, что тяжелая атлетика – это, в конце концов, его работа. И принимаем его выбор как часть жизни нашего мальчика. Но хочется, чтобы он был просто счастливым человеком в полном понимании этого слова. И радуемся, когда он радуется, огорчаемся, когда он печален.
А это ведь еще и очень тяжело, – знать наверняка, какие колоссальные Илюша переносит нагрузки, – продолжает Александр Геннадьевич. – Когда я последний раз был рядом с ним на соревнованиях, то видел, как холодным потом покрывается мой сын после удачно выполненного рывка. И сердце щемило…
Когда твой ребенок становится народным достоянием, это нужно еще и пережить. Ильины принимают поздравления, не успевают закрывать двери за почтальонами, которые все несут и несут телеграммы от самых известных в стране лиц, а сами ждут лишь, когда Илья повернет ключ в двери и еще в коридоре начнет лучезарно улыбаться. Но на пути его страны, рекорды, контракты. И счастливые моменты очень часто откладываются на потом. Когда тебя всегда ждут дома – это уже счастье. И без этого нет никаких рекордов.
Наталья ДЕНИСОВА
Текст www.megapolis.kz
Фото Reuters