Образец сайта
Ботайская культура всадников
Ботайская культура всадников

The first horseman & Great Steppe

Информация о материале
Зеке ТАРПАН
Опубликовано: 13.03.2017
Создано: 13.03.2017
2127
  • Жизнь
  • Культура
  • Технологии
  • Общество

Представляем вашему вниманию тизер документального фильма «Первовсадник» – «The first horseman» производства Телерадиокомплекса Президента Казахстана, посвященного истории приручения лошади в самом сердце Евразии в непосредственной близости от Астаны. Фильм снят на базе результатов научных исследований отечественных и зарубежных археологов и историков, занимающихся изучением уникальной Ботайской культуры более 30 лет. 

 

horseman 3

horseman 4

horseman 5

horseman 6

horseman 7

Документальный фильм производства Телерадиокомплекса Президента Казахстана «Первовсадник» – «The first horseman»

 

 

Религиозная история Казахстана
Религиозная история Казахстана

Религиозная история Казахстана

Информация о материале
Nurlan SAQAN
Опубликовано: 10.03.2017
Создано: 10.03.2017
4049
  • Жизнь
  • Культура
  • Общество

На территории Казахстана исторически присутствуют все три мировые религии: ислам (суннизм, шиизм, суфизм), христианство (православие, католицизм, протестантизм) и буддизм. Последовательно развиваются этнические религиозные традиции и современные религиозные культы. В общественном сознании сохранились отдельные элементы древних политеистических религий.

Зороастризм был религиозным культом древних арийцев – кочевников бронзового века, оставивших заметный след в культуре казахстанского народа. У различных этносов нашей страны до сих пор сохранились в сознании рудименты культа огня. В качестве государственного праздника в Казахстане отмечается Наурыз – зороастрийский праздник нового года. Наурыз был упразднен советской властью в 1926 году и вновь узаконен в 1988 году. В настоящее время традиция зороастризма в Казахстане организационно и институционально не представлена.

Тенгрианство являлось доминирующей мировоззренческой системой кочевых народов Евразии. Наиболее яркие страницы тенгрианства связанны с историей первых тюркских каганатов и империей Чингисхана. В знаменитых памятниках рунической письменности (каменных стелах) описывается мифологическая картина мира древних тюрков – последователей тенгрианства. Ключевым маркером этой религиозной традиции является вера в божественное небо – Тенгри и поклонение духам предков. В современном казахском этносе все еще распространено почитание духов предков – аруахов.

Тенгрианство в современном Казахстане не имеет серьезных организационных и институциональных проявлений. 

Территория Западного Казахстана входила в состав Хазарского каганата, в котором с начала IX века государственной религией был иудаизм. Еще ранее в IV-V веках евреи мигрируют с территории Ирана в Центральную Азию и Южный Казахстан, образовав общину яхуди (бухарские евреи). В конце XIX века во время русской колонизации появляются европейские евреи – ашкенази. Первая синагога в городе Верном построена в 1884 году. По данным общероссийской переписи 1897 года еврейское население составляло 2566 человек или 0,05% от всего населения. По переписи 1989 года в республике проживало около 20 000 евреев или 0,1%. В 1999 году в стране оставалось около 7 000 евреев или 0,05%.   

Буддизм активно развивался на территории Казахстана в Жетысу во времена государственных образований тюрков, тюргешей  и карлуков. В VII веке некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или их покровителями. В этот период истории в Жетысу активно действовали буддийские храмы, монастыри и часовни. Есть документальные свидетельства о существовании на юге нашей страны действующих буддийских храмов в XIII веке. Новый импульс развитию буддизма на территории Казахстана придали джунгары. В XVII-XVIII веках ими были построены храмы и монастыри в Жетысу и Восточном Казахстане. В урочище Тамгалы-Тас есть множество изображений Будд и бодхисатв.

В настоящее время буддизм исповедует очень немногочисленная часть корейской диаспоры (корейский дзен-буддизм) и калмыки (тибетский буддизм).

По данным переписи 1989 года в Казахстане проживали около 100 тыс. этнических корейцев или 0,6% от всего населения. В 1999 году соответственно около 100 тыс. человек или 0,7%. Количество этнических калмыков в республике незначительно.  

Христианство появилось на территории Казахстана в V веке. К этому периоду относится образование несторианства, представители которого явились наиболее ревностными сподвижниками христианских миссий в регионе. В VII-VIII вв. несторианство широко распространяется в городах южного Казахстана и Жетысу, в IХ-Х веках образуется Карлукская Митрополия. В X-XI веках несторианство приняли уйгуры, кереиты и найманы. Несториане играли важную роль при дворах монгольских ханов в XIII веке.

Свидетельства присутствия католицизма на территории нынешнего Казахстане имеются с XIII века. Ярким примером того времени является миссионерское путешествие францисканца Гийома де Рубрука. В середине XIV  века в Алмалыке непродолжительное время действовал небольшой францисканский монастырь и католическая епископская кафедра. История Католической Церкви в Казахстане продолжилась во второй половине XIX века, когда здесь появились ссыльные, военнослужащие и переселенцы. В конце XIX века в Кустанае существовал католический храм, филиал Омского прихода. В 1917 году кустанайский приход насчитывал 6 тыс. католиков и 8 молитвенных домов. В Петропавловском и Кокчетавском уездах проживало около 5 тыс. католиков польского, немецкого и литовского происхождения.

В 1930–50-е годы Казахстан стал местом массовых ссылок и депортаций немцев, поляков, украинцев и литовцев, что привело к появлению новых католических поселений.

В 1970-е годы в Алма-Ате, Караганде и Кустанае действовали католические часовни, в 1977 году католики Караганды получили разрешение на строительство храма. В середине 1980-х в Казахстане существовало около 20 католических общин, где большинство прихожан составляли немцы. В 1989 в республике насчитывалось около 300 тыс. католиков (немцы, поляки и западные украинцы). По некоторым данным в Казахстане католической религиозной традиции придерживалось около одной трети этнических немцев, остальные причисляли себя к протестантам.

Протестантизм в Казахстане начал распространяться с начала колонизации Российской империей, поскольку в русской армии были этнические немцы лютеранского вероисповедания. Затем на территории Казахстана  появились ссыльные и переселенцы. Переселенцы пользовались свободой вероисповедания, которой не было в российской метрополии, освобождались от воинской обязанности и налогов.

В 80-е годы XIX века началась миграция из европейской части России в Казахстан меннонитов, лютеран, баптистов.

Столыпинская реформа усилила этот процесс, однако основной приток протестантов в республику связан со спецпереселением в Казахстан раскулаченных из европейской части СССР в 30-е годы и с депортацией в республику немцев и поляков в 1939-1945 годах. В 1897 году в Казахстане проживали около 7 000 этнических немцев или 0,1%. По данным переписи 1989 года доля немецкого и польского населения в Казахстане составляла более 6% или около 1 млн. человек. В 1999 году их доля сократилась вдвое до 3% или 400 тыс. человек.

История появления православия в Казахстане связана первоначально с военными поселениями, возникшими вследствие колонизации Казахстана Российской империей. На юге республики первые военные притчи (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 году в Туркестане и Чимкенте. В 1871 году была образована Туркестанская епархия, центром которой до 1916 года был город Верный. На юге Казахстана строительство церквей началось в 80-х годах XIX в. До революции 1917 года православная церковь являлась государственной религией царской России и пользовалась значительными преимуществами и поддержкой властей. Послереволюционные годы характеризовались жесточайшим преследованием Русской православной церкви. К концу 30-х годов в Казахстане остались единицы действующих храмов. Восстановление церковной жизни на территории республики началось лишь во время войны.

В 1945 году была образована Алма-Атинская (Казахстанская) епархия, в которую вошли практически все области Казахской ССР (за исключением Петропавловской и Семипалатинской областей, находившихся в составе Новосибирской епархии).

В 1955 году в состав Алма-Атинской епархии вошла территория Семипалатинской епархии, а в 1960 году была присоединена Петропавловская епархия. В 1961 году в Алма-Атинской епархии было 85 приходов и 88 священников. В 1990 году на территории епархии находился 91 приход и 127 священнослужителей. Прихожанами Русской православной церкви преимущественно являются славянские этносы Казахстана (русские, белорусы, украинцы). В 1897 году доля славянского населения Казахстана составляла 12% или более 600 000 человек. По данным переписи 1989 года доля славянского населения в Казахстане составляла 44% или около 7 млн. человек. В 1999 году соответственно 34% или более 5 млн. человек. 

Ислам проникает в южные регионы Казахстана в VIII веке. Во времена Тюргешского каганата на территории нашей страны произошла знаменитая Атлахская битва между армией империи Тан и войсками арабского халифата. По документальным свидетельствам в конце IX века в южных регионах Казахстана появляются первые мечети. В середине X века ислам становится государственной религией в Караханидском каганате. Проникновение ислама привело к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой на основе арабской графики. В IX-X веках в Центральной Азии и южном Казахстане стал распространяться суфизм. На территории республики действовали различные суфийские школы и ордена.

Специфика исламизации кочевых тюрков заключалась в органичном соединении элементов традиционных доисламских (тенгрианство и зороастризм) и суфийских представлений.

Ахмет Яссави, признанный глава тюркской традиции в суфизме ярко воплотил в своей деятельности концепцию «совершенного человека» (аулие). Культ аулие (святых) позволил суфизму выступить в роли массовой народной религии, в которой древние обычаи и культовые практики получили исламизированную обработку. Поклонение святым не что иное, как видоизмененное поклонение духам предков (аруахам). Книга «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости») написанная Ясави арабской графикой на тюркском языке, также способствовала проникновению исламской традиции в среду кочевников. Усиление позиций ислама на территории страны связано с принятием этой религиозной доктрины ханами Золотой Орды в XIII веке. В начале XIV века суннизм ханафитского мазхаба становиться государственной религией в империи.

В Казахском ханстве в одном из исторических правопреемников Золотой Орды ислам имел статус официальной религии. В «Жеты Жаргы» Тауке хана зафиксирована прямая поддержка государством исламской религиозной традиции: «…Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение». Закрепляется также элитный статус (ак-суйек) для особого сословия «кожа» – потомки исламских проповедников, возводящих свою генеалогию к пророку Мухаммеду. Вместе с тем юридически-правовые отношения казахов в значительной степени определялись сложившимся в степи обычным правом – адатом или сочетанием адата с шариатом.

Казахский вариант ислама проявил лояльность ко многим традиционным обычаям кочевников: калым, сватовство детей, институт аменгерства и другим. 

На начальном этапе колонизации российские власти пытались распространять христианство среди кочевого населения, позднее из-за отсутствия ощутимых результатов был взят курс на подконтрольность ислама. В имперский период наряду с переселенческой политикой ислам продолжительное время рассматривался царским правительством как фактор закрепления колонизации степи. Согласно некоторым указам исламские священнослужители должны были получать одобрение у имперских наместников, которые после соответствующей проверки назначали их на службу. На официальную деятельность «пришлых» мулл особенно из Центральной Азии накладывался запрет. Казахское духовенство не имело самостоятельной администрации и находилось в ведении Оренбургского муфтията.

По «Временному положению об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств» 1868 года каждая волость должна была иметь не более одной мечети.

Угроза политизации ислама в начале XX века обусловило курс российской империи на более жесткое ограничение религиозных свобод мусульман. В качестве реакции на такую политику в программе партии «Алаш» были провозглашены принцип равенства всех религий и свобода вероисповедания, говорилось о необходимости создания отдельного муфтията на территории Казахстана. Между тем алашординцы предлагали существенно ограничить сферу компетенции шариата, в ведении мулл должны были остаться только процедурные вопросы: брак, развод, регистрация рождений и смертей. После февральской революции 1917 года делегаты съезда туркестанских и казахских мусульман провозгласили создание партии «Союз мусульман».

В ноябре 1917 года в Коканде была провозглашена Туркестанская автономия, в которой ислам был признан государственной религией.

При советской власти бии, иманы, ишаны, хазреты, муфтии и члены духовных управлений мусульман в 1921 году были отстранены от участия в выборах. С 1926 года в официальных документах появился тезис об «антисоветском характере» мусульманства. С 1927 года речь шла уже не о «антирелигиозной агитации и пропаганде», а о «мерах борьбы с исламом». В результате исламское духовенство подверглось жестоким репрессиям, многие мечети были закрыты или разрушены. Во время войны позиция государства изменилась, было создано Духовное управление Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте.

В 1961 году в Казахстане насчитывалось 25 зарегистрированных общин с мечетями.

Кроме этого, было около 60 незарегистрированных общин и более 500 незарегистрированных мулл. В 1989 году в республике действовало 59 официальных зарегистрированных мечетей. В 1990 году было создано Духовное управление мусульман Казахстана.

Ведущим течением ислама в республике является суннизм ханафитского мазхаба, который исповедуют казахи, уйгуры, узбеки, татары, дунгане. По переписи 1897 года численность представителей этих этнических групп составляла около 4 млн. человек или 80% населения Казахстана. В 1989 году более 7 млн. человек или 45%, а в 1999 году около 8 млн. человек или почти 60%. Суннизм шафиитского мазхаба распространен среди чеченцев и ингушей. По данным переписи 1989 года чеченское и ингушское население Казахстана составляло около 70 тыс. человек или 0,4%, в 1999 году 50 тыс. человек и 0,3% соответственно. 

Шиизм в Казахстане представлен азербайджанской и курдской этническими группами.

По данным переписи 1989 года в республике азербайджанское и курдское население составляло 100 тыс. человек или 0,7%, такая же пропорция сохранялась и в 1999 году. Суфизм в Казахстане в настоящее время представлен немногочисленными адептами орденов Накшбандия и Яссауи.   

Нужно отметить, что религиозные процессы в Казахстане были тесно связаны с миграцией этнических групп. Например, появление в республике шиизма связано с прибытием в страну азербайджанцев и курдов, а суннизм шафиитского мазхаба возник после депортации чеченцев и ингушей. Православие появилось в нашей стране после массового прибытия славянских этнических групп во времена российской колонизации. В это же время в Казахстане стали появляться представители католической и протестантской религиозной традиции, поскольку среди колонистов были этнические немцы.

Статус ислама в качестве традиционной религии Казахстана обусловлен также фактом принятия его казахским этносом в качестве основной религиозной доктрины и в этом смысле он является этнической религией казахов. Между тем ислам в Казахстане имеет свои специфические особенности, обусловленные его адаптацией к древним религиозным культам кочевников (тенгрианство и зороастризм).

Ярким проявлением специфики казахского ислама стал тюркский суфизм Яссави. Во многом, специфика казахского ислама вызвана также периферийным статусом страны с точки зрения исламской ойкумены.

В целом, территория Казахстана является провинцией и периферией для всех мировых религиозных традиций. На протяжении многих веков наша страна была местом жесткой конкуренции различных религий, поскольку являлась стратегически важной транзитной территорией для осуществления глобальной экспансии. С этой точки зрения статус ислама в качестве традиционной религии Казахстана также может подвергаться сомнению, поскольку историческим центром этой религиозной доктрины является аравийский полуостров. В этом смысле «чистый» (арабский) ислам не может выступать в качестве традиционной религии республики.

Вместе с тем, поскольку аутентичная религиозная традиция Великой степи – культ Тенгри организационно неразвит и не получил такого институционального оформления как японский синтоизм, то наиболее приемлемым вариантом исторического развития является культивирование собственного традиционного варианта ислама, основанного на суннизме ханафитского мазхаба. 

 

Выдающиеся женщины Казахстана
Выдающиеся женщины Казахстана

Выдающиеся женщины Казахстана

Информация о материале
Зеке ТАРПАН
Опубликовано: 07.03.2017
Создано: 07.03.2017
2638
  • Жизнь
  • Культура
  • Личности

Представляем вашему вниманию ролик о знаменитых соотечественницах, внесших значительный вклад в развитие нашей страны. В видеоматериале отражены важные события из жизни этих выдающихся женщин, а также их ключевые достижения во благо народа и процветания Родины. 

Данный ролик подготовлен в рамках проекта "Открывая Казахстан" по заказу Министерства информации и коммуникации Республики Казахстан.

 

  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11