- Информация о материале
- Nurlan SAQAN
- 2570
Идеологическая доктрина классического евразийства начала XX века не соответствует современным геостратегическим интересам Казахстана.
Ключевые положения этой теории такие как: вера в мессианскую роль России и соответственно особое отношение к православной традиции, геополитическое противостояние Западу и отрицание рыночной экономики, абсолютно неприемлемы для нашей страны.
Кроме этого, в широком контексте идеология евразийства, как правило, идентифицируется мировым сообществом с теоретическим наследием первых евразийцев, что негативно влияет на формирование единой социокультурной идентичности в казахстанском обществе и снижает эффективность геополитического позиционирования нашей республики в современном высококонкурентном мире.
В этой связи использование концептуальных наработок классического евразийства требует серьезной теоретической адаптации и комплексного идеологического ребрендинга в соответствии со стратегическими приоритетами развития казахстанского государства.

Первое. Для Казахстана стратегически важным постулатом в концепции классического евразийства является тезис об историческом сотрудничестве славянского и тюркского суперэтносов. Ключевым следствием этого центрального положения выступает признание евразийцами исторической роли и культурной значимости наследия кочевых народов Евразии. Особая заслуга в развенчании «черной легенды» о кочевниках как разрушителей цивилизованного мира принадлежит Л.Гумилеву, который является культовой фигурой в казахстанской версии евразийства.
В качестве главного теоретического наследия классического евразийства важно использовать идеологический пафос неприятия «европоцентризма» и самое главное «оседлоцентризма». Необходима масштабная историческая, политическая и культурная реабилитация кочевой цивилизации Центральной Евразии.

Второе. Актуализация идей классического евразийства в результате развала Советского Союза на излете XX века, привело к появлению доктрины неоевразийства. Поскольку на постсоветском пространстве только Россия и Казахстан могут в полной мере именоваться евразийскими странами, возникло две основные версии неоевразийства – российская и казахстанская.
Российская версия неоевразийства практически в полном формате повторяет основные положения классического евразийства, среди которых: вера в особую сакральную миссию России, глобальное противостояние антлантизму и неприятие либерализма, в том числе и в экономике. Центральной задачей российского неоевразийства является идеологическое обоснование геополитического единства постсоветского пространства и Российской Федерации.
В этом контексте российское неоевразийство идеологически мало согласуется со стратегическими интересами Казахстана. Концепция российского неоевразийства, особенно в части актуализации имперских амбиций России, должна системно нивелироваться казахстанской версией неоевразийства.
В этой связи необходимо разработать и реализовать целый комплекс мер по последовательному усилению и эффективному продвижению отечественного идеологического продукта – казахстанского евразийства.

Третье. Казахстанская версия неоевразийства ориентирована в первую очередь на сохранение межэтнической и межрелигиозной стабильности в стране и идеологическое сопровождение интеграции постсоветского пространства в соответствии с новым геополитическим форматом, основанном на принципах партнерства и равноправия.
В настоящее время наша страна все чаще использует евразийскую риторику для обоснования более широких интеграционных процессов в масштабе всей континентальной Евразии, выступая с такими стратегическими инициативами как создание глобальной транс-евразийской системы безопасности на базе институционального сотрудничества СВМДА и ОБСЕ.
Современное казахстанское евразийство отличается политическим и экономическим прагматизмом и лишено пафоса геополитического противостояния с каким-либо государством или блоком стран.
В результате внешнеполитическая политика Казахстана имеет высокий коэффициент эффективности. Вместе с тем, казахстанское неоевразийство отличается «идеологической сухостью» и «слабой эмоциональностью» во внутренней политике, что способствует более выигрышному позиционированию российского неоевразийства за счет детально разработанной геокультурной составляющей в виде особой цивилизационной общности на базе русской культуры и тысячелетней традиции православия.
В казахстанской версии неоевразийства необходимо усилить акцент на широком цивилизационном диалоге представителей различных этносов и религий мира, а также генерировании и реализации интеграционных проектов в рамках «Большой Евразии».
Кроме этого, для усиления геополитических позиций страны требуется обоснование собственной глобальной геокультурной традиции, формирующей особую цивилизационную общность в Центральной Евразии.

Четвертое. Цивилизационные основы казахстанского неоевразийства лежат в пространстве конно-кочевой цивилизации Великой степи. Казахстан является одним из главных исторических и геополитических наследников великих евразийских империй номадов. Таким образом, историческим «месторазвитием» нашей страны является вся цивилизационная ойкумена евразийского номадизма от территории Венгрии до пространств Внутренней Монголии Китая.
Стоит также отметить, что в современном постиндустриальном мире все большую актуальность получает идеология неономадизма, автором которой является Ж.Аттали бывший советник президента Франции Ф.Миттерана.
Для усиления идеологической доктрины Казахстана требуется системная интеграция ключевых положений неономадизма в концепцию казахстанского евразийства. Последовательный синтез этих двух теоретических направлений позволит сформировать нашей стране свой собственный уникальный идеологический бренд – евразийский неономадизм, который в наиболее полной мере соответствует геостратегическим интересам нашего государства.

Пятое. Концепция евразийского неономадизма в значительной мере расширяет геокультурную составляющую официальной идеологической доктрины Казахстана, делая ее более эмоционально насыщенной и близкой для всего казахстанского общества и казахов как системообразующего этноса государства.
Кроме этого, идеология евразийского неономадизма обладает высоким потенциалом модернизации национальной культуры и экономики в соответствии с приоритетами глобального постиндустриального общества.
Комплексная модернизация идеологического пространства Казахстана в формате евразийского неономадизма создаст новые конкурентные преимущества для усилия геокультурных и геополитических позиций нашей страны в Центральной Евразии и международном масштабе.
- Информация о материале
- Ануар КАЛИЕВ
- 2675
Для нашей культуры образ «женщины-матери» является системообразующим. Неслучайно наш родной язык определяется как – «ана тiлi», выполняя уникальную функцию онтологической матрицы национального мышления, аккумулирующей в себе все многообразие богатого духовного мира казахов.
Характерное для нашего, преимущественно восточного по своему менталитету, общества высокое социальное положение женщин, связанное с номадическим культурным наследием, сближает его с цивилизационными ценностями, так называемого «западного мира».
В этом плане, наша страна обладает мощными позициями для усиления своего международного бренда.
Так, по данным World Economic Forum в рейтинге равноправия полов – The Global Gender Gap Index в 2015 году Казахстан занял 47 место, в то время как Россия находится в нем на 75 месте, Китай на 91, а Иран на 141.
Однако самое главное, наша страна является одним из лидеров гендерного равноправия в Азии, значительно опережая экономических гигантов субконтинента: Япония – 101 место, Индия – 108, Южная Корея – 115. По сути, по данному критерию Казахстан является европейской страной, соседствуя в этом рейтинге с такими странами как: Италия – 41, Болгария – 43, Польша – 51, Хорватия – 59.
Кроме этого, Казахстан уверенно опережает все ведущие исламские государства в два и более раза. Так, самая многонаселенная мусульманская страна в мире – Индонезия расположилась в нем на 107 месте, Малайзия – 111, ОАЭ – 119, Нигерия – 125, Турция – 130, Саудовская Аравия – 134, Египет – 137, Иран – 141, Пакистан – 144.
Стоит отметить, что в настоящее время Россия, Китай, и многие западные страны заинтересованы в усилении умеренного полюса в исламском мире, который бы смягчил нарастающие противоречия между мусульманскими государствами и выступил в качестве эффективного медиатора в глобальном межконфессиональном диалоге.
Главным претендентом на эту, достойную «геополитического Оскара», роль выступает Казахстан, являющийся одной из наиболее европеизированных исламских стран планеты.
В целом, для восприятия Казахстана в качестве продвинутой и цивилизованной страны важно культивировать в нашем обществе свободное от средневековых предрассудков отношение к женщине, стимулируя развитие гендерного равноправия в политике, экономике и культуре.
- Информация о материале
- Дария ЕРМУХАН
- 1619
Америка – удивительная страна. Группа колонистов, некогда основавшая новый континент, сумела за пару веков на родине индейских племен поднять совершенно новое государство. И если Британия отдала Америке английский язык, то американцы на этом языке подарили миру огромный пласт мировой литературы.
Кого здесь только нет: Марк Твен и Джек Лондон, Хемингуэй и Селинджер, Рэй Брэдбери и Роджер Желязны. Литература каждой страны, как и нация, имеет определенный характер. И американская литература, из века в век, рассказывает нам одну и ту же историю: историю победителя.
Упорное и целенаправленное движение навстречу «американской мечте» – качество, вырабатываемое в американцах годами. Когда страна только зарождалась, во времена освоения земель, такая установка была необходима колонистам, чтобы выжить: трудные условия обитания, борьба с индейскими племенами, впоследствии – война за независимость с бывшими соотечественниками.
Коллективная сознательность американцев проявилась именно в стремлении обрести новый дом, объединиться под флагом конфедерации и выстраивать свои собственные законы. Так была выкована та самая американская мечта: преодолеть все трудности и подняться на вершину мира.
Отражение этих мыслей звучит в американской классической литературе – как в прошлые столетия, так и в наши дни. Самый распространенный мотив повествования, близкий американцу по духу, это истории о странствиях героя. Преодоление многочисленных препятствий, воспевание силы духа, и, зачастую, вера в Бога позволяют герою выжить, добраться, исполнить свое предназначение.

Препятствия героя могут поджидать разные: покорение индейских племен и окружающей природы (Фенимор Купер), борьба за выживание в годы американской депрессии (Теодор Драйзер), выживание в сложных житейских условиях, преодоление трудностей и вера в себя (Джек Лондон, и в особенности, безусловно, его автобиографический «Мартин Иден»), поиск себя и смысла жизни, вопросы религии и веры (Марк Твен).
Главным героем здесь становится обыватель – простой человек, ничем особо не привлекательный. Это тоже – один из постулатов незыблемой американской мечты, гласящей, что счастья достоин каждый.
Сегодня на этом фоне выросли десятки супергероев: от Капитана Америки до Человека-Паука. Удача, говорят такие истории, приходит к каждому нужно только ее разглядеть.
Славится американская литература не только тяжеловесным романом, но и своими новеллами. И в первую очередь, нужно отдать должное лауреату Нобелевской и Пулитцеровской премий, любимцу каждого поколения молодежи – Эрнесту Хемингуэю. Журналист, военный корреспондент, художник – Эрнест Хемингуэй для американцев, что для всего постсоветского мира - наш Сергей Довлатов. Обоих все любят – от океана до океана. Безраздельная народная любовь принадлежит этим авторам.
Самым ярким, самым запоминающимся примером творчества Эрнеста Хемингуэя стал рассказ «Старик и море». Рассказ о борьбе человека и стихии, о праве противостоять силам природы, о несгибаемой воле – наперекор судьбе, без надежды на счастье.
Сюжет рассказа трактовался множество раз. Не обошли его стороной и казахстанские кинематографисты. Нашумевший в свое время фильм «Шал» Ермека Турсунова – еще один вариант прочтения этой истории.
Литература с течением времени трансформируется: с запросом публики меняется и стиль написания, меняются подтексты, появляются новые задачи. Помимо классической литературы, широко распространена по всему миру американская детективная проза, американская фантастика, в последнее время все большую популярность приобретает американская бизнес-литература. Посыл «дерзай – и сможешь» хорошо отражен во многих произведениях, но догмой для авторов он не является.

Забавно, что «отцом» детективного романа в Америке является всемирно-известный, но совершенно не «американский» писатель Эдгар Аллан По. Непревзойденный автор готического романа, Эдгар По кажется выходцем из Европы, и в родной стране был при жизни не особенно популярен. Темный, задумчивый, полностью отдающий своих героев во власть фатума – По завоевал популярность в Англии и Франции, и лишь после этого – дома. Несмотря на это, По повлиял на стиль работы многих авторов – от Агаты Кристи до Стивена Кинга.
Что до фантастики, то ее расцвет пришелся на ХХ век. Главными апологетами этого течения в литературе стали романисты США и СССР. Связано это, конечно, с мечтами и планами об освоении космоса.
Американская фантастика ХХ века жива и разнообразна: здесь и «Хроники Дюны» Френка Герберта, названные «учебником земной и внеземной дипломатии», Курт Воннегут, использовавший фантастику как метод подчеркнуть неприглядную реальность, что прекрасно показано в его «Бойне номер пять» – автобиографической, по сути, книге об ужасах Второй мировой войны. Американскую мечту на Марсе воспевал недавно ушедший из жизни Рэй Брэдбери – классик американской фантастики, отправлявший в своих романах колонистов на Марс, которые строили там города и деревни. Увы, его мечтам до сих пор не суждено было сбыться.
Роберт Шекли, Айзек Азимов, Клиффорд Саймак – всех и не перечислить. Бесспорно, мечтать о новых мирах и землях американцы умеют лучше всех остальных.
Отправляют широкоплечих и улыбчивых Стивенов и Крейгов с бластерами на межзвездную войну, либо встречают пришельцев и роботов у ворот родного дома – они всегда готовы к приключениям и неожиданностям.
Конечно, было бы неправильным навешивать стереотипы как на нацию, так и на ее культуру. Кто-то идет по проторенной дороге, а кто-то – взрывает старые формы и создает новые. Не оставляет сомнений одно: американская литература, как классическая, так и современная, заслуживает большого внимания читателя. Право, потратить на нее свое время – совершенно не жаль.