- Информация о материале
- Нурлан ЖУМАГУЛОВ
- 4698
Президент неоднократно «просил» крупных иностранных инвесторов, разрабатывающих различные месторождения в Казахстане, оказать содействие в индустриализации экономики страны. Чиновники с высоких трибун говорят об импортозамещении, приглашают различных инвесторов, которые уходят из-за отсутствия поддержки или гарантированного заказа со стороны крупных заказчиков.
Одним из лидеров стран-инвесторов в Казахстане в последние годы является Китай. Изначально Китай ставил задачу найти по соседству источники углеводородов, которые можно импортировать в Китай для развития соседних с Казахстаном западных районов Китая, усилив энергетическую защиту путем наземной транспортировке сырья.
Китайские компании активно представлены в нефтегазовой отрасли и уже контролируют не менее 25% нефтедобычи казахстанской нефти.
Безусловным лидером-инвестором среди них является CNPC-Актобемунайгаз. Но CNPC-Актобемунайгаз сложно классифицировать инвестором, поскольку компания ведет себя «как у себя дома»:
- заставляла казахстанских рабочих петь гимн КНР у себя на месторождении;
- брала плату за проезд по областной дороге, установив пропускной мост в Актюбинской области;
- систематически нарушают одни и те же законы (трудовое, налоговое, экологическое законодательство): нарушают – платят штраф – нарушают – платят штраф. А сумма штрафов, при прибыли в несколько миллиардов долларов, для СНПС не проблема.
Но самое главное – СНПС развивает китайскую экономику, находясь в Казахстане. Не смотря на государственную политику по развитию казахстанского содержания, CNPC-Актобемунайгаз умудряется развивать аффилированные компании своей материнской компании CNPC CHINA.
Исходя из анализа закупок, размещаемых CNPC-Актобемунайгаз на сайте reestr.nadloc.kz, можно уверенно сказать, что более 60% товаров и более 70% работ/услуг поставляются аффилированными компаниями CNPC.
Структура аффилированных компаний СНПС в Казахстане:
1. «China Petroleum Technology & Development Corporation»
Деятельность: производство и поставка товаров и оборудования.
Дочерние компании в Казахстане:
1. TOO «Восточная Корона»;
2. ТОО «Актобе Мунай Маш Комплект»;
3. ТОО «Актобе Нефте Маш»;
4. ТОО «Каспиан ОйлТех Сервис»;
5. ТОО «СырдарияНефтeСервис».
2. China Petroleum Engineering and Construction (Group) Corporation
Деятельность: инжиниринг и строительство
Дочерние компании в Казахстане:
1. ТОО «ВСП Интернациональ»
2. Чжунте Казахстан
3. ТОО «Арман-Курылыс»
4. Китайская нефтяная Инженерно-строительная группа
5. Казахстанский филиал ТОО по строительному проектированию Китайской нефтяной корпорации
3. Great Wall Drilling Company
Деятельность: буровые операции
Дочерние компании в Казахстане:
1. ТОО «ККБК Великая стена»
2. ТОО «Восток нефть и сервисное обслуживание»
3. ТОО «Батыс – Мунай»
Источник: учредительная доля Great Wall Drilling Company в упомянутых ТОО
4. China National Logging Corporation
Деятельность: геологические и геофизические услуги
Дочерние компании в Казахстане:
1. БИДЖИПИ Геофизические услуги
2. КНЛК Интернешнл Казахстан
3. М-техсервис

Хоть и все закупки нефтедобывающих компаний проводятся в открытом режиме, CNPC-Актобемунайгаз умудряется протащить свои компании. Ведь в Казахстане практически любой тендер можно подстроить под нужного поставщика. Хорошо, что перестали просить $1000 за предоставление конкурсной документации. К примеру, из недавно объявленных крупных тендеров СНПС-Актобемунайгаз является закуп обсадных труб в объеме 6845 тонн на сумму 2 185 500 700 тенге.
Могу поспорить с любым на $1000, что данный тендер выиграет одна из аффилированных поставщиков СНПС. Ведь по условиям тендера, поставщик с момента заключения договора обязан поставить товар в течение 20 дней! А это практически невыполнимая для трубных заводов задача.
На мой взгляд, такие сжатые сроки установлены, чтобы отсечь от участия в тендере самого крупного производственного завода и единственного в Казахстане производителя обсадных труб, где трудятся порядка 7000 человек. И таких историй у СНПС не мало.
Если по рынку поставок товаров можно хоть как-то посчитать единицу, объем, сумму, то в нефтесервисном рынке очень сложно выявить реальный объем и стоимость работ.
Здесь казахстанские сервисные компании практически смирились с китайским беспределом и рады работать в качестве субподрядчиков.
Очень печалит тот факт, что по рынку буровых услуг в последние годы доминируют китайские компании. В статье Форбс описан механизм, как китайские компании вырвались в лидеры по рынку буровых услуг:
«Наше предприятие успешно бурило скважины, заключало контракты, выигрывало тендеры и подряды на проведение буровых работ. Но лет 10 назад в нашу страну зашли китайские буровые компании. Они полностью обрушили все цены. Они брались за полцены бурить скважину, которая, допустим, стоила 400 млн. тенге, за 200 млн. тенге - себе в убыток. Мы, естественно, не могли себе позволить работать в убыток и, естественно, мы начали проигрывать им тендеры. И только после того, как казахстанские буровые компании, как конкуренты, полностью ушли с рынка и обанкротились, они подняли эти цены – и не в два, а сразу в три раза! Китайские компании сейчас фактически монополисты на рынке».
Действительно, согласно открытой информации об уплате китайскими компаниями налогов и других обязательных платежей в бюджет выявлено, что у многих китайских компаний занижены налоги по сравнению с другими аналогичными казахстанскими сервисными компаниями.
К примеру: исходя из открытых источников доход у ТОО «ККБК "Великая стена» (Китай) в 2011 году составил не менее 31,9 млрд. тенге, из них выплачено налогов в бюджет на сумму 1,4 млрд. тенге. Доход у ТОО «Бургылау» (Казахстан) в 2011 году составил не менее 30,3 млрд. тенге, из них выплачено налогов в бюджет на сумму 7,9 млрд. тенге.
То есть, у китайских компаний, при больших доходов, налоговые выплаты в несколько раз меньше по сравнению с казахстанскими компаниями. Такая же ситуация по остальным китайским компаниям. Если китайские сервисные компании работают так неэффективно, то почему бы их не заменить казахстанскими компаниями?
Считаю, что по данному вопросу необходимо вплотную заняться Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК.
Тут 2 сценария:
1) СНПС-Актобемунайгаз завышает свои расходы в целях снижения налоговых выплат (КПН и налог на сверхприбыль).
2) Китайские сервисные компании ведут двойную бухгалтерию или уменьшают налогооблагаемый доход путем заключения «формальных» договоров с подрядными и субподрядными организациями.
О том, что СНПС-Актобемунайгаз занимается занижением налоговых выплат свидетельствует акимат Актюбинской области:
«На балансе «CNPC-Актобемунайгаз» находятся 24 объекта, облагаемые налогом на имущество, с оценочной стоимостью 1 805,7 млн тенге. Налог на имущество составил 27,1 млн тенге. В то же время у ТОО «Мега центр Актобе», имеющего один объект собственности, при его среднегодовой стоимости в 4 274,1 млн тенге налог на имущество превысил Т64 млн».
Хотя я могу с уверенностью сказать, что на строительство своего нового офиса СНПС-Актобемунайгаз потратила не менее 15 млрд. тенге, где практически вся мебель была завезена из КНР.
Скорее всего, СНПС-Актобемунайгаз чувствует себя комфортно, являясь вторым крупным налогоплательщиком в Казахстане. Но ведь у всего есть предел.
В конце концов, на каждого инвестора найдется другой инвестор, который предложит условия еще круче. Тем более Закон РК «О недрах и недропользовании» позволяет в одностороннем порядке расторгнуть контракт на недропользование в случае не устранения недропользователем более 2-х нарушений по контрактным обязательствам.
В любом случае иностранный инвестор играет по тем правилам, которые устанавливает государство. И видимо, уже пришло время не «просить», а требовать!
Просто не хочется, чтобы ситуация в стране была как в казахской пословице «Жаман үйді қонақ билейді».
- Информация о материале
- Галим ХУСАИНОВ
- 1678
Еще несколько фактов, влияющих на бензин, и почему правительству все-таки придется поднимать цены на него.
1. Цена на АНПЗ на нефть составляет порядка $80 за тонну, или 27 200 тенге, что без НДС составляет 24 285 тенге.
Мировая цена сейчас - $50 за баррель. Скидка трейдера и транспортировка - порядка $10 на баррель. Итого цена - $40 за баррель. Отнимаете от нее 11% рентного налога на экспорт, 14,3% ЭТП и 5% НДПИ (скидка по НДПИ при поставке на местный НПЗ).
Тогда получается нетбэк (чистая производственная) цена - $27,88 на 1 баррель. В одной тонне 7,2 барреля, итого за этот объем нетбэк-цена составляет $200, или 68 тыс. тенге.
Итого получается, что разница в цене между внутренним и внешним рынком в тенге составляет 43 715 тенге на тонну, или 32 тенге на литр бензина.
2. Увы, но мы находимся в ЕАЭС, и у нас открыты границы, а это значит, из любого приграничного региона можно без проблем заехать в Казахстан, закупиться и уехать. Для ГСМ это актуальнее всего, так как в очень большую машину типа "камаза" можно вмонтировать бак для топлива до 500 литров.
Теперь посчитаем разницу в ценах.
В России 92-й бензин в розницу стоит 35 рублей за литр, что при текущем курсе в 5,28 рубля составляет 184,8 тенге.
У нас цена в розницу (которая образуется рыночным ценообразованием) составляет 125 тенге на литр. Разница – 60,8 тенге. Если перевозить между границами бензин на одном автотранспорте контрабандой до 500 литров, то прибыль составит 30 400 тенге с одного рейса.
Затраты на перевозку - это примерно 5-7 тыс. тенге. Скидка для быстрой реализации - еще 10 тыс. тенге. Итого с одной поездки можно заработать порядка 15 тыс. тенге. Если делать в день по одной поездке, то для сельской местности это неплохой доход.
Но самое критичное – это дизельное топливо (ДТ), которое в России стоит примерно так же, как у нас АИ-92, то бишь 180 тенге за литр. В Казахстане оно стоит 99 тенге за литр. И тогда в приграничной территории российским крестьянам можно без проблем использовать наше ДТ для уборки урожая.
Но и это еще не все. АИ-80 в России запрещен, а у нас он стоит 89 тенге за литр. Большое количество автотранспорта в России способно ездить на АИ-80, который получается у нас дешевле в два раза, это при открытых границах.
3. Почему же это происходит? Увы, но это следствие не только государственного неадекватного регулирования рынка ГСМ, но и разных налоговых систем и курса тенге по отношению к рублю.
Национальная валюта не укрепляется и сейчас уже составляет 5,28 к рублю. Соответственно, российское топливо в тенге для нас дорожает.
Разница в акцизах у нас огромная, если в России акциз на бензин составляет 7500 рублей, или 39 600 тенге, то у нас - 11 000 тенге на тонну.
Чтобы понять, занижены ли у нас цены на ГСМ, нужно просто пересчитать розничные цены России по нашим налогам. Итак, АИ-92 в России стоит 184,8 тенге. Отнимаем НДС 18% - 151,5 тенге. Отнимаем российский акциз 28,9 тенге - 122,6 тенге. Это бензин, очищенный от НДС и акцизов.
Теперь добавляем сюда наш акциз - 8 тенге на 1 литр = 130,6 тенге и добавляем НДС, получаем 146,3 тенге - это стоимость российского бензина в рознице в пересчете на казахстанскую налоговую систему.
То есть, чтобы наши цены соответствовали российским (а мы зависим от российского бензина), нужно поднимать цену минимум на 20 тенге на литр. А текущая разница в размере 21,3 тенге и составляет ту заниженную стоимость, которая у нас существует на рынке ГСМ.
Состоя в едином экономическом пространстве с разными налоговыми системами, решать вопрос с вывозом товара в приграничных территориях практически невозможно. А когда отрасль искривлена государственным вмешательством, это может вылиться в дефицит топлива.
- Информация о материале
- Муртас КАЖГАЛЕЕВ
- 1778
На вокзале Саратова нет хороших газет. Я купил штук 5, но все оказались макулатурой. В одной статье рассказывали про зону и давали примеры лексики. Там и увидел впервые слово шконка – кровать. Было с десяток и других слов.
Я ехал на клубный чемпионат России. Поселили меня с молодым мастером, который ещё до старта начал керосинить. Мешать я не собирался, но опасался за свой сон, что отнюдь не обещал весёлый настрой товарища по команде.
Просыпаюсь утром - парень на своей кровати. Спит. Диву даюсь, как он так тихо ворвался среди ночи.
- А что, я пришел в 3, упал на шконочку и спать – говорит он.
Пригодилась газетка, думаю.
Выхожу на обед, встречаю знакомого гроссмейстера.
- Мы с Серёгой в комнате, у нас четыре шконки...
Я приехал на сильнейшую шахматную лигу мира! Шел 2006 год.