- Информация о материале
- Nurlan SAQAN
- 2720
Становление Казахстана в качестве либеральной модели развития Центральной Евразии, подразумевает усиление светского характера государства, а также культивирование в нем ценностей «общества знания» и стремления к высокому уровню образования у населения.
Инновационная экономика нуждается в интеллектуальном общественном пространстве с развитой традицией критического и креативного мышления, а также в активистском типе гражданской культуры, генерируемой неправительственными организациями.
Вместе с тем, с момента обретения суверенитета в нашей стране наблюдался религиозный ренессанс практически всех конфессий, но особо высокие темпы роста продемонстрировал ислам – были построены тысячи новых мечетей практически во всех крупных населенных пунктах. Возрождение мусульманских ценностей и традиций в обществе сопровождалось мощным всплеском интереса у сотни тысяч граждан к своим религиозным корням и активным поиском истоков своей духовной идентичности. Ислам стал системообразующим фактором для Казахстана как ведущей центрально-евразийской державы.
Наша страна является самым большим по территории исламским государством в мире и выступает в качестве «северного полюса» глобального «мусульманского мира».
Для наших ключевых партнеров – России и Китая мы являемся «естественным географическим порталом» для входа в пространство исламской цивилизации. В свою очередь, каждая из этих двух мировых держав имеют в своем составе обширные мусульманские провинции, граничащие или близкие к Казахстану. Это дает нам определенный шанс для укрепления своих геополитических и геокультурных позиций в этих стратегически важных для нас государствах. Однако необходимо понимать, что принадлежность к исламской умме в качестве сильной стороны нашей страны должна опираться на эффективную модель взаимодействия с ней.
В этом контексте стоит отметить, что современный исламский мир представляет собой арену ожесточенного противоборства различных региональных держав и не имеет единого консолидирующего центра или геополитического государства-доминанта в отличие от католицизма или православия. Более того, в настоящее время нарастает противостояние между двумя основными течения ислама суннизмом и шиизмом, которое грозит перерасти в широкомасштабную войну в Юго-Западной Евразии.
В ряде мусульманских стран – Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии, Йемене открыто ведут деструктивную деятельность террористические организации, стремящиеся к активной внешней экспансии, в частности, так называемое «Исламское государство». Используя новейшие цифровые технологии, они получили доступ к широкой аудитории, привлекая в свои ряды десятки тысяч молодых людей со всех стран мира, в том числе и из Казахстана.
Экстремистские группировки, исповедующие идеологию радикального ислама, представляют реальную опасность для системы международной безопасности в целом, а также для стабильности общественно-политической ситуации в странах Центральной Евразии, России и Китае. Определенное напряжение вызывают и поборники «чистого ислама», настаивающие на истинности только своей версии учения, в частности, приверженцы «ваххабизма», являющегося по своей сути идеологией арабского национализма закамуфлированного под религиозные постулаты и ставшей государственной религией современной Саудовской Аравии.
В свою очередь, шиизм фактически стал национальной религией Ирана, также как и православие, которое уже давно ассоциируется с геополитическими и геокультурными интересами России.
В этом смысле процесс разделения суннизма и шиизма похож на религиозный раскол между западным и восточным христианством, который состоялся после распада Римской империи на две части.
Сегодня главы Ватикана и Русской православной церкви все еще с недоверием относятся друг к другу и только недавно в феврале текущего года провели совместную встречу на Кубе.
Вместе с тем, усиливающиеся противоречия между мусульманскими странами способствуют возникновению потребности в новой модернизированной версии ислама – похожего по своей идеологии с протестантизмом, который возник в результате Реформации, инициированной Мартином Лютером – духовным лидером религиозной модернизации Европы.
Главным требованием сторонников протестантизма был отказ от латыни в богослужении и перевод священной Библии на языки европейских народов, что явилось мощным толчком к появлению современных национальных государств. При этом была сохранена духовная суть христианства и его универсальные ценности.
Подобная трансформация возможна и в исламе, учитывающая национальные особенности и цивилизационные отличия различных стран и народов. Одним из исторических примеров адаптации исламской традиции под местные условия является суфизм, который широко распространился и укоренился в Центральной Евразии, органично вобрав в себя духовные практики тюркских и других народов региона.
На Западе суфизм известен как одна из самых интеллектуальных версий ислама, отличающаяся особым эзотеризмом и глубоким философским содержанием.
Основным отличием суфизма является институт религиозных наставников – носителей сокровенных знаний, передающих их своим самым преданным ученикам. Особое отношение к духовным учителям со временем трансформировался в «культ святых» – аулие, который в Великой степи всегда был тесно связан с традиционным для номадов «культом предков».
Почитание предков и уважение к старшим имеет глубокие корни в синкретическом мировоззрении степных народов – тенгрианстве, которое по своим идеологическим канонам очень близко к японскому синтоизму.
Тенгрианство имеет большой потенциал в качестве мифопоэтического пространства степной культуры, способного генерировать новые художественные образы, сюжеты и мотивы в современном искусстве и литературе, несет в себе сильный заряд позитивной энергии мышления и экологического отношения к миру.
Для преодоления чуждого религиозного и духовного влияния, ангажированного геополитическими интересами других государств, Казахстану важно обозначить собственную доктрину ислама, свободную от культурных предрассудков и идеологических клише.
Навязывание нашему обществу концепции «чистого ислама» в виде рафинированной арабской версии прямо противоречит национальным интересам нашей страны. Сообщество мусульман имеет в Центральной Евразии многовековые традиции, освещенные духовным подвижничеством тысяч людей, многие из которых в памяти потомков обрели славу «народных святых» – аулие. Это дает нам моральное право на собственный взгляд на ислам.
Теоретическим и практическим фундаментом для этого служит суфизм, который имеет глубокие исторические корни в нашем регионе и гармонично впитал в себя духовное наследие тенгрианства.
В этой связи, требуется идеологическая реабилитация суфизма в нашей стране, который в свое время был дискредитирован в результате деструктивной деятельности отдельных иностранных проповедников, создавших тоталитарные секты и прикрывавших свои неблаговидные деяния соответствующей суфийской риторикой. В итоге «вместе с водой выплеснули ребенка», имидж суфизма в Казахстане пострадал и стал восприниматься чуть ли не в качестве экстремисткой идеологии.
Претензии на философское и духовное наследие суфизма вполне обоснованы, поскольку на территории нашей страны действовал знаменитый суфий Ахмед Яссави, мавзолей которого в Туркестане стал местом религиозного паломничества сотен тысяч людей. Приверженность суфийским ценностям прослеживается в жизни и творчестве таких знаковых для Казахстана фигур как: Ахан-серэ, Абай, Шакарим и многих других. Все это позволяет говорить о том, что суфизм – это наше национальное достояние, которое мы должны сохранить и преумножить.
В настоящее время его необходимо системно реконструировать и развивать в качестве интеллектуального направления ислама, для этого не обязательно впадать в религиозную архаику, в деталях воспроизводя устаревшие практики и средневековые обычаи.
В целом, традиционный для Казахстана и всей Центральной Евразии ханафитский мазхаб является прочной основой, в рамках которой может успешно развиваться модернизированный суфизм.
Принадлежность к ведущему направлению суннизма – ханафитскому мазхабу дает возможность для разработки региональной версии модернизированного ислама, который может включать в себя и отдельные концептуальные элементы суфизма. Условным названием северной вариации многогранной, но в целом единой мусульманской цивилизации, может стать «евразийский ислам».
Эта религиозная доктрина должна носить адаптивный характер, смягчая жесткие идеологические установки арабского hard-islam под цивилизационные особенности стран Центральной Евразии, а также России и Китая. Для создания и эффективного продвижения на международной арене концепции «евразийского ислама», важно привлечь к ее разработке ученых и духовных деятелей из разных государств, в первую очередь из РФ и КНР. Для этих двух стран привлекательность данной версии ислама может заключаться в ее умеренном характере, учитывающей их культурные особенности, а также безусловной лояльности к государственным институтам.
Казахстан в качестве главного инициатора и духовного центра «евразийского ислама» может выступить полюсом религиозного притяжения и привлекательной моделью модернизированного soft-islam не только для России и Китая, но и для западных стран, обеспокоенных возможной «войной цивилизаций».
Стоит также отметить, что уникальная специфика нашей религиозной идентичности заключается в особом культурном коде Великой степи, связанного с толерантным отношением к различным конфессиям и духовным практикам мира. Диалог цивилизаций и мировых конфессий был естественным и органичным процессом в номадических империях Центральной Евразии.
Включение в «евразийский ислам» ряда концептуальных положений из суфизма создаст предпосылки для реактуализации института «святых-аулие», способного выступить в качестве «путеводной звезды» в духовных исканиях современной молодежи, направляя их жизненную энергию в конструктивное русло и формируя лояльное к интересам государства мировоззрение.
В целом, «евразийский ислам» позволит преодолеть нарастающую в последнее время волну «религиозного радикализма и архаики», культивирующую в обществе средневековые представления о мире и тиражирующей в нем нелепые жизненные представления и абсурдные ценностные установки.
Модернизированная либеральная версия «евразийского ислама» должна отличаться культом знаний и учености, высоким статусом женщин, толерантным отношениям к другим конфессиям, а также конструктивным подходом ко всем современным проблемам и вопросам.
Кроме этого, либеральная суть «евразийского ислама» должна найти действенное применение в экономике и стиле жизни по примеру ОАЭ и Малайзии, которые активно продвигают исламские: банкинг, моду, искусство, кухню, туризм и так далее.
Казахстан как идеологически независимое и духовно суверенное государство также способен генерировать новые тренды в исламе не только в Центральной Евразии, но и во всем мире.
- Информация о материале
- Галим ХУСАИНОВ
- 2556
В последнее время все много говорят о налоговой системе. Правильная система налогообложения является ключевым инструментом роста экономики и благосостояния населения.
Так сложилось, что в Казахстане, ключевую роль в структуре налогов играют налоги на недропользование (в том числе ЭТП), КПН и косвенные налоги (НДС и акцизы).
Основная задача налоговой системы - стимулирование экономики и обеспечение доходной части бюджета.
Для этого требуется сбалансированная система налогообложения. Сама налоговая система, в качестве инструмента, может использоваться как в части администрирования, так и самих налогов.
Поэтому, все налоги необходимо поделить на три уровня:
1. Налоги, зачисляемые в национальный фонд РК, – налоги от нефтяного сектора.
2. Налоги, зачисляемые в республиканский бюджет, – НДС, КПН, акцизы, таможенные пошлины, социальные налоги.
3. Налоги, зачисляемые в региональные бюджеты – ИПН, имущественные налоги, транспортный налог, земельные налоги, платежи МСБ и сельскохозяйственные налоги.
По региональным налогам следует позволить местным органам власти устанавливать самостоятельно ставки в пределах, определенных в Налоговом Кодексе.
Это позволит регионам самостоятельно формировать собственные бюджеты и использовать налоги в качестве привлечения инвестиций и регулирования экономической активности региона.
Особенно это касается земельного налога и налогообложения МСБ. Например, понятно, что МСБ в центре Алматы зарабатывает, больше чем МСБ на окраине, поэтому, чтобы стимулировать МСБ на окраинах, нужно предоставлять пониженные ставки, тогда как в центре - ставки повышать.
В качестве реформы налогов, кроме налогообложения недропользования (его нужно реформировать в первую очередь), необходимо ряд преобразований.
Во-первых, по индивидуальному подоходному налогу переходить на прогрессивную систему налогообложения с предоставлением большого количества вычетов и высокого необлагаемого порога.. Это позволит перераспределить доходы в пользу населения с низким уровнем дохода от населения с высоким уровнем дохода.
Главная задача данной реформы – стимулирование спроса в стране. Увеличивая доходную часть низкооплачиваемого населения, мы увеличиваем спрос в стране, так как сокращаются сбережения высокооплачиваемого населения и осуществляется рост потребления в целом.
Чтобы стимулировать тратить население с высоким уровнем дохода, необходимо предоставление больших вычетов, например, на медицинские услуги, образование, жилье, лекарства и так далее, что позволит стимулировать потреблять данные услуги, которые полностью практически имеют казахстанское содержание и будут положительно влиять на экономику страны.
Во-вторых, реформировать НДС. Его основная проблема – это использование в качестве зачетного НДС, который не оплачивается в будущем из-за различных схем.
В данном случае необходимо перейти на систему налогообложения кассовым методом, когда в зачет будет браться только НДС, который был оплачен поставщиком ТРУ. Тогда, если, поставщик не заплатит НДС, то это заплатит покупатель. Это полностью исключит компании с фиктивным зачетным НДС.
Необходимо также убрать НДС с процентов по займам, что стимулирует инвестиционную деятельность в стране.
Существующая система не позволяет осуществлять заимствования в пределах компаний. Необходимо также предоставить льготы для геологоразведки по НДС (этому будет посвящен отдельный пост в будущем).
Льготы по НДС в качестве необлагаемого оборота следует вообще убрать из Налогового кодекса, а лучше просто освободить МСБ, использующий упрощенную систему налогообложения или налогообложения в виде вмененного дохода.
Это будет справедливо, так как только МСБ сможет использовать упрощенные системы (о них будет сказано ниже).
В-третьих, налогообложение МСБ должно стимулировать его развитие и быть очень простым, чтобы бизнес не нес дополнительных расходов по ведению учета. Задача МСБ – это трудоустройство населения и формирование среднего класса, а не обеспечение доходной части бюджета. МСБ может использоваться как элемент доходной части только для местных бюджетов.
Поэтому, необходимо внедрение вмененного налога на доход. Это означает, что для отдельных видов деятельности необходимо рассчитать вмененные доходы и их облагать. Вмененный доход будет зависеть от физических показателей, например, квадратные метры, количество столов и так далее. Это упрощает администрирование налога и расчет, а местным органам власти позволяет использовать данный инструмент для районирования МСБ в рамках города.
Также требуется внедрение упрощенной системы налогообложения по доходам для МСБ. В данном случае необходимо четко идентифицировать, кто относится к МСБ.
Например, необходимо внести такие критерии, как численность персонала, количество активов, доходы и расходы, а также необходимо, чтобы учредителем МСБ было физическое лицо. Отдельно указать виды деятельности, которые не могут подпадать под МСБ.
Четкое определение МСБ необходимо для невозможности использования его в качестве механизма уклонения от налогов большими компаниями. Необходимо внедрение достаточно простого налога, который бы рассчитывался, как ставка налога на доход. Доход считать кассовым методом. Можно в качестве упрощенной системы налогообложения использовать и прибыль, но также для простоты ведения учета позволить использовать кассовый метод.
Кроме того, для МСБ необходимо предоставлять право выбора использования той или иной системы.
Это часть предложений по налоговой реформе. По недропользованию опишу отдельно, но именно указанные выше налоги необходимо преобразовать в первую очередь, не пытаясь изобретать велосипед.
- Информация о материале
- Ануар КАЛИЕВ
- 2089
Для полноценной конвертации естественного географического и социокультурного потенциала страны в полновесный экономический и геополитический капитал необходимо позиционировать Казахстан в качестве системного оператора интеграционных процессов на евразийском пространстве.
В этом контексте стратегическая инициатива главы государства по формированию совместно с Россией Евразийского экономического союза имеет судьбоносное значение для нашей страны, как впрочем, и сотрудничество с Китаем в рамках глобального инфраструктурного проекта «Великий шелковый путь».
Однако учитывая геополитический и геоэкономический вес своих ключевых партнеров, Казахстану необходимо иметь четкую матрицу стратегических целей, которая позволила бы системно сбалансировать интеграционные процессы с ними на уровне своеобразной «точки безубыточности», постепенно выводя их в пространство устойчивых равноправных отношений.
Для реализации этого сценария важно сделать ставку на наиболее значимые и перспективные зоны взаимодействия с точки зрения сильных сторон нашей страны и уникальных возможностей, открывающихся перед ней в текущий момент времени.
В силу исторических обстоятельств наша страна обладает мощным геополитическим активом – девятой по размеру в мире территорией. В результате мы являемся центральным звеном евразийской системы безопасности, как для России, так и для Китая.
Дело в том, что Казахстан фактически «лишает» российское государство прямого доступа к странам Центральной и Южной Евразии и практически «разрывает» ее геостратегическое пространство на две части – западную и восточную.
В свою очередь, для большого «китайского дракона», мы выступаем в качестве критически важного «стратегического тыла», позволяющего иметь оптимальный сухопутный выход к крупнейшим ресурсным базам снабжения – Центральной и Западной Евразии. В этом смысле, значение нашей страны для РФ и КНР сложно переоценить.
Такое положение позволяет нам рассчитывать на успешную трансформацию географического фактора в полноценные транзитные возможности для развития своей экономики. Стоит отметить, что в рамках долгосрочной стратегии развития усилия Казахстана направлены на продвижение проекта «Большой Евразии», который призван либерализовать транспортную политику на континенте и сформировать единое экономическое пространство от Лиссабона до Сеула и от Хельсинки до Сингапура.
Вместе с тем, усиливающееся противостояние между Россией и Западом вносит существенные изменения в геополитическую конфигурацию региона, актуализируя для нашей страны новые «рыночные ниши», помимо базового транзитно-логистического кластера.
Так, в условиях действующих западных санкций против ключевых партнеров по Евразийскому экономическому союзу – России и Беларуси, Казахстан с полным правом может позиционировать себя в качестве либерального экономического центра объединения.
При этом, такое позиционирование страны хорошо укладывается в логику Пяти институциональных реформ и конкретных шагов по их реализации. В частности, таких как проект по созданию Международного финансового центра «Астана» и масштабная кампания по приватизации государственных активов.
Помимо мощной экономической составляющей серьезные институциональные изменения планируются также в системе государственного управления и социокультурной сфере в соответствии с лучшими международными стандартами Организации экономического сотрудничества и развития.
В этой связи, имидж Казахстана как либерального полюса Евразийского экономического союза можно последовательно укреплять в самых различных областях. Для эффективного закрепления и успешного продвижения этого образа на региональном и глобальном уровне необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы и в первую очередь информационно-интеллектуальные.
С этой целью можно вести целенаправленную политику по привлечению в Казахстан специалистов и экспертов из так называемого «либерального крыла» российского истеблишмента, таких как: Герман Греф, Алексей Кудрин, Владислав Иноземцев и других.
В силу определенных обстоятельств их потенциал в России используется не в полной мере, при этом для них важна не только профессиональная самореализация, но и реальная возможность продемонстрировать высшему руководству и элите своей страны альтернативный сценарий развития. Кроме этого, наше государство рассматривается ими в качестве независимого и достаточно эффективного игрока, который может отстаивать и реализовывать собственную политику в Евразийском экономическом союзе и таким образом позитивно влиять на общую траекторию его развития.
Вовлечение таких высокопрофессиональных и мотивированных кадров в реализацию экономических программ и проектов в Казахстане возможно не только на консалтинговом уровне, но и в практической плоскости путем приглашения на работу в госструктуры и нацкомпании.
Это позволит привлечь пристальное внимание российской и международной общественности к инновационным изменениям в нашей стране и станет своеобразным драйвером для постепенного перехода либерально настроенных предпринимателей России и других государств ЕАЭС в казахстанскую юрисдикцию.
В результате Астана может обрести статус либеральной столицы бизнеса и главного модернизационного центра Евразийского экономического союза.
В случае успешной реализации этих стратегических замыслов, Казахстан способен получить серьезные конкурентные преимущества, актуализировав знаменитый китайский принцип «одна страна – две системы» в собственном оригинальном формате «один союз – две системы». Минимизация роли государства в экономике, системная модернизация его базовых институтов, включая совершенствование судебной системы и государственной службы, а также формирование общегражданской идентичности может стать привлекательной моделью для реформирования не только в России, но и в Китае.
С этой целью необходимо также последовательно наращивать сотрудничество с ведущими китайскими интеллектуалами и бизнесменами, заинтересованными в углублении рыночных реформ в своей стране и усилении либерального вектора в ее развитии.
Кроме этого, учитывая значительное расширение партнерских отношений РК с КНР в экономической сфере важно обеспечить качественное информационно-имиджевое сопровождение этого многофакторного процесса для эффективной нейтрализации застарелых фобий относительно китайского присутствия в нашей стране. Казахстан может стать удобным «бизнес-шлюзом» для комфортного входа китайских предприятий на рынки государств Центральной Евразии.
В целом, позиционирование нашей страны в качестве либеральной модели развития Евразийского экономического союза способно превратить ее в «инвестиционный магнит» для транснациональных корпораций, ориентированных на системное освоение континентального хартленда.
При этом создание и расширение «бизнес-плацдарма» в Казахстане для ТНК и западных предприятий может иметь стратегическое значение с точки зрения дальнейшей экспансии на крупнейшие региональные рынки – России, Китая и Ирана.
Стоит отметить, что тема либерализма во внешнеэкономической политике нашей страны стала возможна в результате резкого роста антизападных настроений и неоимперских амбиций в российском обществе, настоянных на державном «классическом евразийстве».
Данный идеологический концепт – это продукт мысли российских интеллектуалов-консерваторов, стремившихся в свое время обосновать особое положение Российской империи в мире и ее право на собственное цивилизационное пространство «Евразию» – третий субконтинент наряду с «Европой» и «Азией».
Этот подход в корне противоречит национальным интересам нашей страны, которая стремиться к созданию Большой Евразии, свободной от искусственных барьеров и жесткого идеологического противостояния.
В этой связи, необходима разработка модернизированной (казахстанской) версии евразийства, исключающей любые деструктивные мотивы противостояния с Западом или Востоком и направленной на культивирование доверия, сотрудничества и партнерства между странами. В ней должны отсутствовать специфические нотки консервативно-агрессивного восприятия мира, нацеленного на эмоционально-чувственное отторжение всего нового.
В современной редакции евразийства важно преодолеть ультраправую «охранительную логику русского мира» и заложить новую «нео-номадическую парадигму развития» ориентированную на институциональный модернизм и экономический либерализм в рамках идеологии созидания единого Будущего для всех стран крупнейшего континента на планете – Большой Евразии.