- Информация о материале
- Зеке ТАРПАН
- 2271
Наша страна мечтает войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Что мешает нам сделать это уже сегодня?
Кто-то скажет, что не повезло с географическим положением – нет выхода к морю и климат неблагоприятный, кто-то отметит тяжелое историческое наследие и козни соседних стран, а кто-то укажет на неэффективный госаппарат и отсутствие национальной буржуазии. Все это верно в той или иной мере, но все же главная проблема в нас самих, вернее, в наших привычках, моделях поведения, системе ценностей.
Один из ключевых факторов, отличающих развитые государства от неразвитых, – это уважение граждан к институту права и безукоризненное следование принятым в обществе правилам поведения – юридически оформленным и неформальным.
Наиболее ярким, наглядным и объективным маркером, тестирующим уровень правовой культуры населения, являются правила дорожного движения, а точнее, практика и культура вождения в стране.
Массовое и систематическое нарушение ПДД, всяческое пренебрежение безопасностью своей и окружающих людей, а также откровенное хамство и жестокость на дорогах безошибочно указывает на главную институциональную болезнь всех стран «третьего» мира – отсутствие уважения к институту права. В этом смысле можно сказать, что создание развитого правового государства начинается с соблюдения элементарных правил дорожного движения. Это универсальная формула для всех стран, в том числе и для Казахстана.

По данным экспертов ВОЗ, в развивающихся странах каждый год в дорожно-транспортных происшествиях погибает около полумиллиона человек, 15 миллионов получают травмы.
В этом контексте вызывает серьезную озабоченность положение в нашей стране. Согласно материалам Доклада о безопасности дорожного движения в мире в 2015 году, подготовленного ВОЗ, в Казахстане на 100 тысяч населения приходится более 24 погибших в год. По этому показателю мы находимся на одном уровне с бедными африканскими странами и существенно отстаем от лидеров: Швейцария – 3,3 погибших на 100 тысяч населения, Сингапур – 3,6, Норвегия – 3,8.
По данным Министерства социального развития и здравоохранения, только за 9 месяцев 2016 года на дорогах страны пострадали около 17 тысяч человек, из которых погиб каждый десятый, или 1715 человек. При этом по данным Министерства внутренних дел 40% всех дорожно-транспортных происшествий происходит с участием пешеходов и на их долю приходится треть от всех погибших и пострадавших.
Так или иначе, нарушая ПДД и не соблюдая культуру вождения, мы вносим свою пусть еле заметную, но все же смертоносную лепту в эти шокирующие цифры, являясь косвенными виновниками трагических событий на наших дорогах.
Для того чтобы вырваться из этой ужасающей институциональной колеи, жертвами которой ежегодно становятся тысячи наших соотечественников, каждому из нас необходимо преодолеть синдром толпы и начать изменения с себя.
Если ваш сосед справа выехал на встречную полосу, а из впереди стоящей машины выкинули окурок, то важно не поддаться этой провокации и попытаться разорвать порочный круг разрушительного поведения. Это как в знаменитой «теории разбитых окон» – малые нарушения рождают большие преступления. Важно бережно относиться к окружающим тебя людям, отказаться от хамства и беспредела на дорогах, чтобы ситуация в стране стала меняться к лучшему.
Социальная реклама - DOE Road Safety "Mess"
- Информация о материале
- Мухит-Ардагер СЫДЫКНАЗАРОВ
- 2566
Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев в начал февраля 2014 года в ходе рабочей поездки в Атырау не исключил, что официальное наименование нашей республики может поменяться на Қазақ Елі. Поделюсь своими размышлениями на эту тему.
Начнем с того, что это – очень серьезный шаг. Для будущих поколений и истории Казахстана.
Среди тех, кто поддерживает идею переименования нашего государства, предлагаются ранее три варианта: два без дескриптора (дескриптор – описание формы правления и государственного устройства, федерация, конфедерация, заморская территория и др.): Қазақ Елі, Qazaq Eli (Kazak Eli, Казак Ели) и Qazaqia, Казакия, Казахия и с дескриптором: Қазақ Республикасы, Qazaq Respublikasy, Kazak Respublikasy, Казахская Республика.
Среди существующих свыше чем 200 государств довольно много государств обоих типов. Причем вторых – с дескриптором больше. Без дескриптора – чуть меньше.
И предвидя необъективных критиков, этой идеи, надо отметить, что наименование государств как без, так и с дескриптором – абсолютно не тенденциозно и не характеризует уровень политико-экономического развития, военную мощь таких государств.
Государства, в наименовании которых отсутствует дескриптор (в алфавитном порядке): Бруней-Даруссалам, Буркина-Фасо, Гренада, Грузия, Государство Израиль, Ирландия, Исландия, Канада, Государство Катар, Государство Кувейт, Малайзия, Монголия, Новая Зеландия, Независимое Государство Папуа — Новая Гвинея, Румыния, Независимое Государство Самоа, Туркменистан, Украина, Государство Эритрея, Ямайка, Япония.
Как правило, слово, понятие «государство» наличествует в официальных наименованиях стран пришедших к своей государственности путем борьбы, выхода из колониальной зависимости, бывших частью (в составе) других государств (хотя и это все относительно).
Это своего рода манифестация независимости, своего долгожданного присутствия на политико-экономической карте мира: Государство Израиль, Государство Катар, Государство Кувейт, Независимое Государство Папуа – Новая Гвинея, Румыния, Независимое Государство Самоа, Государство Эритрея.
Наименование государств, состоящих лишь из одного слова без дескрипторов – указывающих на историко-территориальную этничность, либо нацеленных на формирование политической нации, также немало: Бруней-Даруссалам, Буркина-Фасо, Гренада, Грузия, Ирландия, Исландия, Канада, Малайзия, Монголия, Румыния, Туркменистан, Украина, Ямайка, Япония.
Таким образом, даже если и будет проведен «ребрендинг» Казахстана, то новые-старые наименования нашей страны очень гармонично вписываются в имеющиеся тенденции и современные политические традиции.
Казахстан не является первопроходцем в этом плане. Первым на постсоветском пространстве? применившим в своем наименовании понятие: Ел, Эль (государство, страна, народ) стали марийцы, переименовавшие вызывавшие неверные ассоциации название «Марийская Республика» на «Мари Ел», Республика Мари Эл (Респу́блика Мари́й Эл (луговомар. Марий Эл, горномар. Мары Эл). Это республика на востоке европейской части России, субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Согласно конституции Республики Марий Эл, является республикой (государством) в составе Российской Федерации.
Естественно, среди критиков этой идеи и желающих подсчитать во сколько обходится нашему народу самостоятельный выбор даже собственного имени на карте, возврат к языку, собственной истории, самостоятельному это вызывает лишь скепсис, язвительные комментарии. Но – государство, и составляющий его народ имеют все полномочия решать собственную судьбу. И референдум – наиболее объективная форма.
В конце концов это можно воспринимать как достижение совершеннолетия, когда в своем первом удостоверении личности мы сами решаем: как правильно должно писаться наше имя, и какую фамилию, или даже шире – к какой фамилии, семье мы принадлежим.
Также понятно, что новое название «Қазақ елі» в казахском языке плотно связано – ассоциативно, исторически, культурно с понятием, ставшей основой для озвученной в Послании-2014 идеей Мәңгілік Ел.
То есть если смотреть с точки зрения идеологической составляющей, то это, по моему мнению, очень удачный ход.
С точки зрения неверного ассоциирования нашего государства за рубежом, как одного из «станов» – Афганистана, Пакистана и т.д., то данный довод обоснован и имеет место быть. Нас путают, нас не знают, часто применяя по отношению к нам неверные, но крепкие и очень живучие стереотипы.
Не думаю, что это было спонтанно озвученное предложение Главы государств. Наверняка на уровне идеологемм это планировалось ранее. Это снимает с повестки дня ряд вопросов, своего рода раздражителей у национал-патриотического направления среди наших политиков и общественных деятелей, и, превентивно способно решить ряд вопросов во внешнеполитической средне- и долгосрочной перспективе. Но также и актуализирует старые: вопросы переименования либо возвращения ряду казахстанских городов их старых названий.
В сугубо лингвистической плоскости это может привести к явлению очищения казахского языка от заимствований из других восточных языков – фарси, арабского и др. Как это было в турецком языке в постосманский период.
Если же рассматривать озвученную Н.А.Назарбаевым в контексте того, что озвучил первый президент независимого Казахстана, стоящий у основ формирования современного казахского государства, заложивший новую столицу, являющийся соавтором нового Гимна Казахстана, то логичным будет и новое (а новое это хорошо забытое старое) наименование нашей страны.
Қазақ Елі. Почему нет?
- Информация о материале
- Андрей СВЕТЛЫЙ
- 1806
Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции прорабатывает сейчас архиважный вопрос – тайм-менеджмент в госорганах. Проще говоря, отслеживать, сколько своего времени, оплачиваемого налогоплательщиками, госслужащие тратят на работу, а сколько – на перекуры и чаепития.
«Ведь служащие на сегодняшний день на работе не только сидят за компьютером и выполняют свою работу, на самом деле они выходят курить, выходят попить чай, не секрет. Поэтому все это необходимо замерять, хронометраж рабочего времени госслужащих и внедрять принципы тайм-менеджмента», – это заявил не кто-нибудь, а заместитель председателя агентства. То есть у нас даже на уровне руководства именно такое понимание тайм-менеджмента и контроля рабочего времени. Не важно, какой результат выдает работник, главное, чтобы он сидел перед компьютером.
Такой вариант тайм-менеджмента, конечно, удивляет. По такой логике Google, Facebook и прочие компании, обитающие в Силиконовой долине, надо разогнать. Ведь там нет никакого контроля за перекурами и чаепитиям, народ, когда хочет, приходит и когда хочет, уходит. Может вообще на работе не появляться. А если появляется, слоняется по коридорам, вместо того чтобы сидеть в кабинетах. В общем, настоящий кошмар, с точки зрения наших кадровых служб. С таким подходом к трудовой дисциплине они давно должны были разориться. А они почему-то зарабатывают миллиарды.
Один какой-нибудь американский стартап, где нет хронометража рабочего времени, электронных пропусков, совещаний допоздна и работы по субботам, дает стране больше пользы, чем весь наш государственный и квазигосударственный сектор.
Может, дело все-таки не в том, чтобы «сидеть на работе», а в том, чтобы давать результат? А тем, как повысить результативность госслужбы, у нас как раз не занимаются. Вся энергия уходит на то, чтобы внедрять и считать какие-то не понятные никому показатели.
Министерство по делам госслужбы за весь недолгий срок своего существования так и не смогло объяснить обществу, чем конкретно оно занимается. Его руководство сыпало всевозможными «достижениями»: снизилось количество переводов госслужащих, уменьшилось число назначений из кадрового резерва, сократилась сменяемость кадров в госорганах, выросло число назначений с нижестоящих должностей на вышестоящие.
Однако эти формальные показатели – чисто технические. Они не имеют никакого отношения к настоящим критериям эффективности госслужбы – качеству государственных услуг, качеству принимаемых нормативных правовых актов и госпрограмм. Обществу на самом деле «до лампочки» внутренние процедуры госслужащих. Ему важно, чтобы из госорганов исходили законы и инициативы, которые улучшают его жизнь, а не создают новые проблемы.
Недавно министерство, которое так и не сумело обосновать свое предназначение, преобразовали в агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Понятно, что теперь главная его функция – борьба с коррупцией, и создание этого ведомства стало реинкарнацией финпола. Но блок по развитию госслужбы все равно остался, и ему чем-то надо заняться.
А заняться, судя по всему, нечем. Вот и видим мы бесконечные семинары и совещания, да инициативы по борьбе с перекурами. Сейчас главная «фишка» агентства – это закрытие так называемого «бокового входа». Суть в том, что в госслужбе теперь нужно делать карьеру постепенно, поднимаясь с низовых должностей, и попасть на нее из другой сферы стало очень сложно.
Только непонятно, в чем достижение? Какая разница, откуда и как попал человек в госорган? Хоть снизу, хоть сбоку, да пусть хоть с неба на парашюте спустился – главное, чтобы он показывал отдачу. Это, наверное, более важный показатель, чем десятки лет протирать штаны в одном и том же органе.
В госслужбе масса проблем, и главная из них – именно формализация, отсутствие оценки по качеству работы. Но вместо решения этой проблемы мы видим псевдодеятельность и псевдопоказатели.
В целом, модернизация государственной службы – это один из ключевых элементов институциональных реформ, реализуемых главой государства для повышения конкурентоспособности страны. В Плане нации именно она стоит на первом месте.
Поэтому решение о реорганизации министерства в агентство принято для дальнейшей оптимизации госаппарата и повышения его эффективности. А назначение во главе этого ведомства Кайрата Кожамжарова – политического тяжеловеса, имеющего колоссальный опыт работы в силовых органах – во многом обусловлено четким приоритетом руководства страны в этом вопросе. Нужна жесткая и бескомпромиссная борьба с коррупцией в государственных ведомствах и структурах.
Именно в этом должна состоять основная миссия нового агентства, а не в регламентировании чайных церемоний.