- Информация о материале
- Галим ХУСАИНОВ
- 2140
После очередной поездки в любую туристически развитую страну, начинаешь сокрушаться по нашему туризму.
Интересно, тенге по отношению к грузинскому лари обесценился с 80 до 146 тенге за 1 лари. Это означает, что лари практически не отреагировал на «мировой финансовый кризис» и не стал жертвой "заговора западных стран". При этом в Грузию все больше и больше увеличивается поток туристов. У Грузии, конечно, есть море, но едут в основном не на море, а в Тбилиси и горную местность, что в принципе и у нас есть.
С точки зрения иностранного туриста, Казахстан сейчас примерно на уровне Камбоджи или какого-нибудь Лаоса: знают, что есть такая страна, что там дешево, и может быть, даже красиво, но внутреннее чувство подсказывает - лучше поеду в Грузию, на худой конец в Киргизию.
С точки зрения экономики государства, когда у тебя дешевая рабочая сила, есть красивые места и природа, более или менее работоспособная инфраструктура, то сам бог велел развивать въездной туризм. И ведь для этого не нужны большие расходы, как например, на строительство автосборочного отверточного производства автомобилей.
Туризм – это практически 100 процентная локализация производства и единственная услуга, которая номинально экспортируется. В условиях дешевой валюты и при правильной помощи государства – наиболее удачная отдача для экономики страны. Любой вложенный тенге пойдет на рост ВВП, а не на импорт автозапчастей и оборудования, стимулируя соседние страны.
Что требуется от государства, для развития туризма:
1. Безопасность
2. Инфраструктура
3. Не мешать работать
4. Обеспечивать ивенты
5. Визовая поддержка и миграционное законодательство
6. Обеспечение доступа к красивым местам
1. Безопасность – наиболее сложная составляющая Казахстана. Здесь писать можно много что, но нужна полная реформа полиции, это уже давно назрело и все осознают. Естественно, нужны не только организационные работы, но и финансовые, так как нужно нормальное оснащение полиции, хорошая оплата и хорошая физическая подготовка, а также знание языков хотя бы в крупных городах, этикет и тому подобное. Полицейский – это не тот, которого нужно бояться, а тот, который поможет в любой момент. У нас, к сожалению, наоборот.
2. По инфраструктуре, в принципе, многое делается, но нужно продумывать до мелочей, здесь вопрос не только в дорогах, но и в других аспектах. Казахстан большая страна с хорошими дорогами, но у нас даже нет нормального проката автомобилей. Нужно реформировать страхование, самое главное – обеспечить качественный GPS и в регионах как-то уйти от "кустовой ловли" нарушителей. Я даже как-то представил, когда какого-нибудь немца поймают так и начнут ему объяснять. Это все относится также к первому пункту.
3. Не мешать работать. Весь туризм практически держится на МСБ, здесь нужно просто не кошмарить МСБ и дать ему развернуться, обеспечить нормальную налоговую систему и упорядочить проверки и их количество.
4. Ивенты – это не только ЭКСПО и Универсиада, хотя это вполне возможно отнести к ним, это должны быть какие-то культурные и спортивные мероприятия на регулярной основе. Например, кубки мира в каких-то видах спорта или ежегодные выставки. Нужны свои фишки, ради которых сюда приедут люди.
5. Визовая поддержка – понимая, что кумовство и коррупция есть даже в посольствах, легче всего просто расширить перечень стран для безвизового въезда. В принципе, к этому все идет, и много уже стран въезжает в Казахстан без виз. Но мне кажется, если мы хотим хорошую аудиторию, то нужно обращать внимание не только на развитые страны, но и на развивающиеся, находящиеся в юго-восточной Азии, где смотрят и на бюджет поездки. Нужно упростить выдачу виз, перевести в электронный формат и убрать по максимуму человеческий фактор. Со многими иностранцами приходится сталкиваться, и все, кто попадает под визовый режим, просто недоумевают от нашей визовой политики, особенно стонут китайцы.
И уберите уже этот атавизм с миграционной регистрацией в течение пяти дней - это просто коррупция и не более.
Во-первых, за небольшую мзду, тебя могут временно прописать по любому адресу, какой захочешь, и это беда.
Во-вторых, в Казахстан едут не в квартирах сидеть, а любоваться природой. Как объяснить иностранцу, что он должен зарегистрироваться, например, в Алматы, хотя он едет на Кольсайские озера? Просто бред.
В-третьих, если пропускаешь регистрацию, на границе бедного иностранца не выпустят и посадят на трое суток в тюрьму. Был у меня такой случай, один иностранец не зарегистрировался, обычный турист, на границе его задержали и увезли в тюрьму. Он, во-первых, знать не знает, что нужно регистрироваться, во-вторых, я так и не понял, почему сразу же в тюрьму. Потом, правда, понял, чтобы не сидеть – одна такса, чтобы посидеть в комфортных условиях – вторая такса. Мне позвонил его друг из Европы и попросил помочь ему. Что получилось сделать – это обеспечить ему одиночную камеру на трое суток. Не думаю, что после этого такой иностранец захочет к нам ехать, и не думаю, что его ближайшее окружение тоже поедет к нам.
И самое главное, все это в наших руках и требует просто организации и волевого решения.
Интересно, есть различные программы по индустриализации, ГПФИИРы, различные стратегии 2030, 2050. Есть программы по сельскому хозяйству и даже по производительности труда и по энергоэффективности. Но я ни разу не видел программу по развитию туризма в стране и чтобы это был системный документ, проработанный и внедряемый.
- Информация о материале
- Галим ХУСАИНОВ
- 1858
Мифов очень много, хотел бы развеять несколько мифов и потом уже поговорить о том, что можно сделать, чтобы хоть как-то удешевить бензин в Казахстане. Что, правда, очень проблематично.
Миф 1
Как же так: нефть дешевеет, а бензин дорожает?
Странный у нас народ - значит, цену на нефть смотрят в долларах США, а ГСМ в тенге. Смотрите и тот и другой продукт в одной валюте и вы заметите, что в долларах и ГСМ дешевеет, и нефть дешевеет, а в тенге нефть не дешевеет (потому что девальвация) а ГСМ дорожает – потому что часть себестоимости ГСМ зависит от доллара США, плюс подняли акцизы после девальвации.
Миф 2
Как же так: нефти много, а бензин все дорожает и дорожает?
Увы, но когда строилась вся нефтяная стратегия, то при продаже лицензий определили, что 30 процентов нефти поставляется на внутренний рынок, а 70 – на внешний. А крупные участники, типа Тенгизшевройла вообще не поставляют нефть на внутренний рынок. Теперь давайте посчитаем. Добываем 75 млн тонн, из которых 25 млн тонн приходится на Тенгиз, 12 млн тонн – газовый конденсат. И остается 38 млн. Из 38 млн 30 процентов – это 11,4 млн тонн, тогда как потребность наших трех заводов порядка 15-16 млн тонн.
Поэтому на самом деле, учитывая падение добычи с 80 до 75 млн тонн (из-за нашей суперполитики в области недропользования) мы остались без нефти для собственных заводов. Еще пару-тройку лет такой политики в области недропользования, и наши модернизированные заводы будут стоять без сырья.
Миф 3
У нас некачественный бензин, поэтому он должен стоить дешевле российского, который соответствует Евро-5, а у нас только Евро-2.
На самом деле открою маленький секрет для многих: их качественный бензин Евро-5 стоит гораздо дешевле нашего Евро-2. Почему так? Потому что при производстве качественного Евро-5 выход светлых фракций в России увеличивается до 85-90 процентов, тогда как у нас едва дотягивает до 60 процентов. Чем больше светлых фракций, тем себестоимость светлых фракций меньше, так как убыток на потери и мазут перераспределяется на светлые фракции. Условно, АИ 92 стоит 500 долларов за тонну, а Мазут - максимум 60-70 долларов за тонну.
Вот это три основных мифа, которые имеются у нас на рынке ГСМ.
А есть ли у нас резервы, чтобы решить проблемы ГСМ? Наверное, есть, хотя их не много.
1. Правильно многие пишут, что нужно устранить посредников. Действительно, в Казахстане парадоксальная ситуация, недропользователи сами практически не перерабатывают нефть, так как попасть на завод практически невозможно. Пытаться решить это через рыночные механизмы и корпоративное право в Казахстане невозможно (увы, таковая объективная реальность). Поэтому нужно решать законодательно. Внести изменения в закон об обороте нефтепродуктов. Разрешить перерабатываться на заводах только трем категориям участников – недропользователям, самому заводу и тому, кто имеет розничную сеть. Все остальные не могут. Конечно, немного не рыночный подход, но, увы, в Казахстане по-другому не получится.
2. Налоговые системы России и Казахстана. Одна из проблем, из-за которых мы не можем решить вопрос приграничных территорий – это разные налоговые системы. И чтобы хоть как-то приблизить нашу налоговую систему к российской, нужно внести транспортный налог в стоимость акциза. Тогда формально цена на ГСМ поднимется, но у всех людей не будут затрат на транспортный налог. Уменьшится администрирование налогов и будет стимулироваться использования альтернативной энергии.
3. Нужно быстрее модернизировать заводы. Как бы это не банально звучало, но за 25 лет мы не построили ни одного НПЗ, все досталось от СССР. Управление всех заводов, не в обиду будет сказано КМГ, одно из самых ужасных. Например, возьмем АНПЗ, вместо того, чтобы построить установки по увеличению глубины переработки нефти, построили установку по ароматике. Кому нужны эти полуфабрикаты без цепочки? В итоге ароматика еле дышит, так как продавать некому, вся нагрузка по кредиту на данную установку ложиться на обычную переработку 40-х годов.
В итоге потеряли время и не решили проблему с ГСМ, хотя она куда первичнее, чем мифический нефтехимический комплекс, который неизвестно когда будет построен.
Вместо того, чтобы строить автомобильные заводы с нулевой добавленной стоимостью, лучше уж тогда бы модернизировали именно НПЗ, по ним локализация производства – 100 процентов и гарантированный спрос имеется. Сейчас читаю новости и понимаю, что модернизируют наши заводы в лучшем случае к 2019 году.
- Информация о материале
- Дармен САДВАКАСОВ
- 2094
Встретились недавно с одним опытным нефтегазовым экспертом, который в свое время работал на топ менеджерской позиции в Сибнефти.
Там была успешно реализована программа трансформации, которая позволила повысить добычу нефти с 18 до 35 млн тонн в год.
Применяли много технологических решений: горизонтальное бурение, геологическое моделирование и другое.
Спросил его про самое успешное УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ решение, которое позволило добиться успеха.
Он ответил, что это было просто и своего рода гениально: "продвигай умных, увольняй дураков".